ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

граждан новому порядку вещей, и они не могут уклониться от честного повиновения правительству, которое обладает теперь властью [14]. Успеш­ ная революция доказывает негодность старой власти, не справившейся со своей основной задачей силой защитить правовое состояние, оберегая тем самым безопасность граждан. В целом взгляд Канта на интересую­ щую нас проблему определяется тем, что он показал различие философско- исторического и этического подходов к политическим революциям. Во всемирно-историческом смысле, с точки зрения «трансцендентально­ го принципа публичности», вполне ясно, что «если права народа попра­ ны, то низложение его (тирана) будет справедливым» [15]. И тем не менее, так как революции «остаются предоставленными провидению и не могут безвредно и планомерно вести к свободе» [16], со стороны подданных в выс­ шей степени несправедливо таким способом добиваться своего права, и они не могут жаловаться на несправедливость, если потерпят поражение в этой борьбе и вследствие этого подвергнутся самым жестоким наказаниям [17]. Таким образом, насилие в его основных формах и проявлениях находится за пределами индивидуально-ответственного, морально санкционированного поведения. Так называемое легитимное, политико­ правовое насилие подлежит моральному одобрению не как насилие, а как форма его ограничения; насилие как объективный феномен и орудие истории не может быть направляющей основой нравственного поведе­ ния. Остается вопрос о том, может ли получить этическую санкцию наси­ лие не само по себе, а в отдельных случаях и в порядке исключения? Насилие во благо: основные аргументы Насилие как понятие и слово живого языка несет на себе явно негативную оценочную нагрузку. В подавляющем большинстве фило­ софских и религиозных моральных учений оно считается злом, катего­ рический запрет на насилие обозначает во многих из них границу, отделяющую нравственность от безнравственности. Вместе с тем обще­ ственное сознание, в том числе и этика, допускают ситуации нравствен­ но оправданного насилия. Проблема отношения к насилию является предметом научных и общественных дискуссий, остается открытой для противоположных этических суждений в той части, в какой речь идет о возможности нравственно оправданных исключений из него. Считается, что насилие оправдано по крайней мере в двух случа­ ях: тогда, когда оно а) предотвращает другое насилие, является противо- насилием и б) осуществляется во благо тех, кто подвергается насилию. Рассмотрим основные возражения против этих аргументов. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=