ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
ет свою объективную онтологию и в истории действует некая выс шая сила (кантово провидение, гегелев мировой разум, марксова ес тественно-историческая закономерность и т. п.), то революции входят в арсенал ее излюбленных средств. Из констатации исторической необходимости, прогрессивности ре волюции, делается вывод о нравственной оправданности насилия в кон кретной форме революционного насилия. Насколько верно такое заключение? Уточним: речь идет не об отношении к самой революции, а о том, в какой мере такое отношение может направлять поведение ин дивидов. Если даже признать, что революция как феномен историчес кого развития заслуживает высокой моральной оценкн (что вполне естественно, как естественно, например, то, что человеку могут нравить ся морские бури, столь поэтически и именно как аллегория революции воспетые М. Горьким в «Песне о Буревестнике»), то означает ли это, что насильственно-революционные действия могут рассматриваться как индивидуально-ответственный, нравственно-достойный способ поведе ния и что убийство, когда оно совершается во имя революции,—это вовсе уже не убийство, а героический или, во всяком случае, нравст венно терпимый поступок? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать два существенных замечания. Во-первых, наряду с революцией существуют другие формы на сильственных противостояний существующему государственно-пра вовому порядку, которые в рамках этого порядка и по его критериям считаются тягчайшими преступлениями —мятежи, бунты, вооруженные нападения и т. п. Заранее отличить одно от другого невозможно. Прес тупный мятеж становится революцией только в том случае, если он оказывается успешным. Насильственное, осуществляемое в ходе рево люции учреждение нового государственно-правового порядка не лишает его исторической, а вслед за тем и нравственной легитимности. Но эта легитимность, а следовательно, и отличие законных (в историческом смысле) революций от незаконных (и в историческом и в правовом смыс ле) вооруженных мятежей выявляется только задним числом. Даже зад ним числом выявить такое различие нелегко, о чем свидетельствует, например, опыт общественной оценки Великой французской револю ции 1789 года, Великой русской революции 1917 года. Во-вторых, развитие общества - это всегда параллелограмм раз личных, в том числе противоположных друг другу, сил. Исторические события масштаба революций представляют собой равнодействующую, которая слагается из многообразных человеческих желаний, стремлений, действий. Представляя собой составляющую, которая складывается из 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=