ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
В ряде языков первобытных народов слово «человек» совпада ет с самоназванием собственного племени. Видимо, некогда предста вители других человеческих стад не считались за людей и подлежали такому же обхождению, как все прочие зоологические особи. По срав нению с этими древнейшими временами вражда, урегулированная нор мами талиона, явилась огромным шагом вперед: талион связывал представителей разных племен тем, что уравнивал их как врагов. Эта же идея уравнения во вражде лежит в основе последующей регламен тации вооруженной борьбы. Взаимное признание права силы является по нравственному крите рию честности более высокой точкой зрения также по сравнению с пози цией, которая мобилизует моральные аргументы для обоснования насильственной деятельности. Моральная аргументация не смягчает на силие, а, напротив, усугубляет его. Она, во-первых, переводит насилие из жизненной необходимости в обязанность. Во-вторых, не ограничивает насилие победой, а доводит его до унижения и даже уничтожения про тивника. В этом случае проигравший считается не просто бессильным, но еще плюс к тому недостойным. Различие между обычным насилием, основанным на взаимном признании права на борьбу, уравнивающем их в праве утверждать себя силой, и морально аргументированным на силием, когда считается, что одна сторона имеет право на вооруженную борьбу, а другая такого права лишена, наглядно обнаруживается на при мере различий между обычными и гражданскими войнами. В отличие от войн между разными странами, гражданские войны всегда имеют идейно-нравственную подоплеку, и они же характеризуются несрав ненно большей жестокостью, чем первые. Точно так же в войнах между странами, когда они ведутся под идеологическими знаменами и во имя якобы нравственных целей, сводятся на нет ограничивающие правила борьбы, нарастает бессмысленная жестокость, выходящая за рамки соб ственно военных целей [6]. Вторым качественным скачком в ограничении насилия явилось воз никновение государства. Отношение государства к насилию - в отличие от первобытной практики талиона - характеризуется тремя основны ми признаками. Государство а) монополизирует насилие, б) институ ционализирует его и в) заменяет косвенными формами. Государство обозначает такую стадию развития общества, когда обеспечение его безопасности становится специализированной функ цией в рамках общего разделения труда. С этой целью право на насилие локализуется в руках особой группы лиц и осуществляется по установ ленным правилам. Подобно тому, как появляются ремесленники, земле 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=