ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
и универсальную форму справедливости. Справедливость, понимаемая как равное возмездие, свойственна всем древним племенам, с ней мы встречаемся в ветхозаветной этике Моисея, у ранних греческих филосо фов (например, в знаменитом фрагменте Анаксимандра, у пифагорей цев). Ее следы и проявления можно наблюдать до настоящего времени в общественных нравах. Существенно важно подчеркнуть, что справед ливым в данном случае считается не насилие, а его ограничение - тот факт, что насилие не должно выходить за поставленную ему обществом границу. Тому, кто совершает насилие, талион дает знать, что он с неиз бежностью получит адекватный ответ: выпущенная стрела по неотвра тимому закону родовой жизни обернется бумерангом и вернется к нему в его собственном лице или лице его ближайших сородичей. Только при неисторическом, абстрактно-морализирующем взгляде на талион можно утверждать, что он является апологией насилия и приз ван поддерживать в человеческой душе пламя гнева. На самом деле, если учесть, что талион был первой формой собственно нравственного отноше ния к насилию и рассматривать его в ряду с другими предшествующи ми и последующими человеческими опытами в этом вопросе, то станет очевидно, что он представляет собой шаг в сторону от насилия. Если вооб ще можно говорить о моральной позиции в ситуации силового противос тояния, то она состоит в том, чтобы взаимно признать право силы. Сохраняя за противником такое же право решить вопрос силой, каким человек пользу ется сам, он переходит очень важный рубеж на пути, который ведет от наси лия к морально санкционированным формам решения конфликтов. Талион не делает «чужого» «своим». Но он так ясно обозначает ближнюю и дальнюю границу между «чужими» и «своими», столь кате горично обязывает их к взаимности во вражде, что уже перестает быть моментом самой враждебности, а становится формой выхода из нее. Талион задает общую основу, соединяющую «своих» и «чужих» через взаимное уважение друг друга как людей, способных защитить себя си лой. Другой важный момент состоял в том, что здесь речь шла не только о природной силе, но еще в большей мере о силе социального сплочения, взаимной поддержки: ведь месть осуществлял не индивид, а род. Уваже ние права на утверждение себя силой, закрепленное в культуре в значи тельной степени благодаря социально-исторической практике равного возмездия, обнаружилось впоследствии в разнообразных формах. Среди них особо следует отметить такой парадоксальный феномен, как война по правилам, когда, например, считается необходимым заранее предуп редить о нападении, вооруженному запрещается драться с безоруж ным, пленным гарантируется человеческое обхождение и т. д. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=