ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
существование человечества доказывает, что ненасилие превалирует над насилием. Если бы это было не так, то оно бы до настоящего времени не сохранилось, подобно тому, например, как в достаточно долгой пер спективе не может сохраниться город, в котором количество домов, сго раемых в пожаре, превышает количество домов, возводимых вновь. Превалирование ненасилия над насилием не является привилегией че ловеческой формы жизни. Это - существенная основа жизни вообще. Жизнь сама по себе, во всех ее формах есть асимметрия в сторону нена силия, созидания. Как говорил Ганди, «если бы враждебность была ос новной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас ее прочитать» [5]. Особен ность человеческой формы жизни состоит в том, что здесь преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной дея тельностью. В известной мере можно сказать, что превалирование чело веческой формы жизни над другими, в результате чего осуществляется переход от биосферы к ноосфере, является следствием успехов в деле обуздания насилия. Рассматривая под этим углом историю человечества, в нем, помимо самого возникновения человека, можно выделить два переломных этапа. Первый этап связан с ограничением вражды между человеческими стадами (ордами) на основе закона равного возмездия (талиона). Второй - с возникновением государства. Есть много оснований полагать, что отношения между выходя щими из животного состояния человеческими ордами (стадами) харак теризовались ничем не ограниченной потенциальной враждебностью. Достаточно сослаться на каннибализм, чтобы представить себе, до каких пределов, точнее беспредельности, она могла доходить. Качественный скачок в плане организации совместной жизни, отделивший человеческое общество от животных объединений, был связан с родоплеменной струк турой отношений. Одним из важнейших моментов этого перехода явилось упорядочение отношений между кровно-родственными коллективами на основе принципа равного возмездия, или талиона. Талион обязывал руководствоваться в насильственных акциях за пределами кровно-родственного объединения правилом равного возмез дия. Тем самым он клал конец неограниченной, уходящей в регресс враждебности между «своими» и «чужими». Это ограничение насилия лежит в основе всей структуры первобытно-общинного строя так назы ваемой варварской эпохи. Обязанность кровной мести в рамках талиона является одним из специфических и непременных признаков рода. Представления о равном возмездии составляют в историческом смысле первую, а в общечеловеческом смысле самую элементарную 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=