ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

существование человечества доказывает, что ненасилие превалирует над насилием. Если бы это было не так, то оно бы до настоящего времени не сохранилось, подобно тому, например, как в достаточно долгой пер­ спективе не может сохраниться город, в котором количество домов, сго­ раемых в пожаре, превышает количество домов, возводимых вновь. Превалирование ненасилия над насилием не является привилегией че­ ловеческой формы жизни. Это - существенная основа жизни вообще. Жизнь сама по себе, во всех ее формах есть асимметрия в сторону нена­ силия, созидания. Как говорил Ганди, «если бы враждебность была ос­ новной движущей силой, мир давно был бы разрушен, и у меня не было бы возможности написать эту статью, а у вас ее прочитать» [5]. Особен­ ность человеческой формы жизни состоит в том, что здесь преодоление насилия становится сознательным усилием и целенаправленной дея­ тельностью. В известной мере можно сказать, что превалирование чело­ веческой формы жизни над другими, в результате чего осуществляется переход от биосферы к ноосфере, является следствием успехов в деле обуздания насилия. Рассматривая под этим углом историю человечества, в нем, помимо самого возникновения человека, можно выделить два переломных этапа. Первый этап связан с ограничением вражды между человеческими стадами (ордами) на основе закона равного возмездия (талиона). Второй - с возникновением государства. Есть много оснований полагать, что отношения между выходя­ щими из животного состояния человеческими ордами (стадами) харак­ теризовались ничем не ограниченной потенциальной враждебностью. Достаточно сослаться на каннибализм, чтобы представить себе, до каких пределов, точнее беспредельности, она могла доходить. Качественный скачок в плане организации совместной жизни, отделивший человеческое общество от животных объединений, был связан с родоплеменной струк­ турой отношений. Одним из важнейших моментов этого перехода явилось упорядочение отношений между кровно-родственными коллективами на основе принципа равного возмездия, или талиона. Талион обязывал руководствоваться в насильственных акциях за пределами кровно-родственного объединения правилом равного возмез­ дия. Тем самым он клал конец неограниченной, уходящей в регресс враждебности между «своими» и «чужими». Это ограничение насилия лежит в основе всей структуры первобытно-общинного строя так назы­ ваемой варварской эпохи. Обязанность кровной мести в рамках талиона является одним из специфических и непременных признаков рода. Представления о равном возмездии составляют в историческом смысле первую, а в общечеловеческом смысле самую элементарную 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=