ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Была эпоха в изучении творческого наследия писателя, когда со школь ной скамьи входили в голову многих поколений определения в адрес рус ского художника и мыслителя: «матерый человечище», гениальный художник, «зеркало русской революции», «горячий протестант, страстный обличитель, великий критик» и в то же время «хлюпик», «помещик, юрод ствующий во Христе», представитель «омерзительнейшей поповщины». В наши дни, когда, казалось бы, есть возможность воздать должное духовным исканиям Толстого-мыслителя, находятся люди, в большинст ве случаев образованные, которые, подчас не понимая и не зная в долж ном объеме жизни и творчества Толстого, огульно обвиняют его чуть ли не во всех смертных грехах - «космополит, антихрист, враг Отечества, изгадивший чистые родники русской жизни, человек-гордыня, жалкий философ, не владевший элементарными знаниями в этой области, до потопный педагог, порочный человек». И людей, пишущих хулу на Толс того, к сожалению, становится все больше и больше. Причины тому - малая культура человека, неспособность человека отрешиться от идео логической заданности и стать на точку зрения чужого сознания, чтобы объективно оценить его. В связи с этим появляется проблема ответствен ности ученых и педагогов за судьбу наследия гения. Толстоведение России, несмотря на его кризисы, является одной из вершин мировой филологической науки. Работы выдающихся ученых: Н. Н. Гусева, Б. М. Эйхенбаума, Е. Н. Купреяновой, Б. И. Бурсова, Э. Е. Зайдершнур, JI. Д. Громовой (Опульской), Э. Г. Бабаева, В. А. Жда нова, Я. С. Билинкиса, К. Н. Ломунова, Г. Я. Галаган и др.- составили «золотой» фонд науки о Толстом. Но новая эпоха диктует и новые подходы к изучению наследия писателя. Принимая во внимание многогранность творческой деятельности Толстого, необходимо подключить к ее осмыс лению ученых различных сфер знания, укрепить и сделать достоянием общественности научные школы, связанные с именем нашего великого предшественника, объединить в рамках программы «Содружество поко лений» усилия известных толстоведов и молодых ученых, включая сту дентов и аспирантов, соискателей, преподавателей как России, так и других стран мира. Важно отметить, что пробелов в изучении творчества Толстого ве ликое множество. Отсутствуют фундаментальные работы по таким про блемам, как «Толстой и Россия», «Толстой и античность», «Толстой как историк», «Педагогика Толстого и проблемы современного образования: теория и практика», «Учение Толстого и пути развития мировой цивили зации», «Толстой в контексте русской, восточной и западноевропей ской философской мысли». 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=