ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Была эпоха в изучении творческого наследия писателя, когда со школь­ ной скамьи входили в голову многих поколений определения в адрес рус­ ского художника и мыслителя: «матерый человечище», гениальный художник, «зеркало русской революции», «горячий протестант, страстный обличитель, великий критик» и в то же время «хлюпик», «помещик, юрод­ ствующий во Христе», представитель «омерзительнейшей поповщины». В наши дни, когда, казалось бы, есть возможность воздать должное духовным исканиям Толстого-мыслителя, находятся люди, в большинст­ ве случаев образованные, которые, подчас не понимая и не зная в долж­ ном объеме жизни и творчества Толстого, огульно обвиняют его чуть ли не во всех смертных грехах - «космополит, антихрист, враг Отечества, изгадивший чистые родники русской жизни, человек-гордыня, жалкий философ, не владевший элементарными знаниями в этой области, до­ потопный педагог, порочный человек». И людей, пишущих хулу на Толс­ того, к сожалению, становится все больше и больше. Причины тому - малая культура человека, неспособность человека отрешиться от идео­ логической заданности и стать на точку зрения чужого сознания, чтобы объективно оценить его. В связи с этим появляется проблема ответствен­ ности ученых и педагогов за судьбу наследия гения. Толстоведение России, несмотря на его кризисы, является одной из вершин мировой филологической науки. Работы выдающихся ученых: Н. Н. Гусева, Б. М. Эйхенбаума, Е. Н. Купреяновой, Б. И. Бурсова, Э. Е. Зайдершнур, JI. Д. Громовой (Опульской), Э. Г. Бабаева, В. А. Жда­ нова, Я. С. Билинкиса, К. Н. Ломунова, Г. Я. Галаган и др.- составили «золотой» фонд науки о Толстом. Но новая эпоха диктует и новые подходы к изучению наследия писателя. Принимая во внимание многогранность творческой деятельности Толстого, необходимо подключить к ее осмыс­ лению ученых различных сфер знания, укрепить и сделать достоянием общественности научные школы, связанные с именем нашего великого предшественника, объединить в рамках программы «Содружество поко­ лений» усилия известных толстоведов и молодых ученых, включая сту­ дентов и аспирантов, соискателей, преподавателей как России, так и других стран мира. Важно отметить, что пробелов в изучении творчества Толстого ве­ ликое множество. Отсутствуют фундаментальные работы по таким про­ блемам, как «Толстой и Россия», «Толстой и античность», «Толстой как историк», «Педагогика Толстого и проблемы современного образования: теория и практика», «Учение Толстого и пути развития мировой цивили­ зации», «Толстой в контексте русской, восточной и западноевропей­ ской философской мысли». 4

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=