ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

и безжизненно моралистической, так как она не учитывает противоречи­ вости реального опыта насилия в человеческой истории. Против концеп­ ции морализирующего отрицания насилия как такового выдвигается то основное возражение, что они «не идут дальше абстрактного.мышле­ ния о свободной воле и личности и не берут ее в ее конкретном и опреде­ ленном наличном бытии», не учитывают многообразия форм насилия, ее качественных и количественных характеристик. Разумеется, насилие насилию рознь. Нормальный человек предпоч­ тет быть обворованным, чем ограбленным, изувеченным, чем убитым. И как бы нас ни возмущали любые проявления насилия, нельзя не видеть разницы между, скажем, действиями ирландских террористов и недав­ ним геноцидом в Руанде, где в течение трех месяцев было уничтоже­ но более миллиона человек. Говоря о необходимости перевести вопрос о моральном оправдании насилия с абстрактно-дефинитивного на кон­ кретно-исторический уровень, особенно важно учитывать следующие два момента. Во-первых, наличие легитимного насилия, которое зани­ мает существенное место в механизмах общественной жизни и обоснова­ ние которого в реальном опыте культуры всегда опиралось, помимо прочего, и на этические аргументы. Ведь сама идея легитимности в дан­ ном случае означает, что насилие получает общественную санкцию, свя­ зывается с представлениями о праве и справедливости. Во-вторых, надо учитывать противоречивую роль таких исторических форм насилия, как войны, мятежи и революции, которые часто были связаны с возвы­ шением исторических форм жизни столь же органично, как рождение ребенка с родовыми муками. Признавая обоснованность этих упреков, направленных на то, чтобы придать анализу соотношения морали и наси­ лия более конкретный характер, следует заметить, что достичь такой конкретности можно только в рамках и на основе признания их изна­ чальной противоположности. Рассмотрим в самом общем виде, можно ли наличие легитимного насилия и признание прогрессивной роли насилия в развитии общест­ ва считать достаточными основаниями для его морального оправдания. Начнем с легитимного насилия, которое на сегодня выступает главным образом в форме государственно-правового насилия, а до него сущест­ вовало в форме обычая кровной мести. Что придает легитимность насилию? Есть мнение, согласно которому основной движущей и очищаю­ щей силой истории является насилие. Оно ложно. На самом деле само 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=