ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
и безжизненно моралистической, так как она не учитывает противоречи вости реального опыта насилия в человеческой истории. Против концеп ции морализирующего отрицания насилия как такового выдвигается то основное возражение, что они «не идут дальше абстрактного.мышле ния о свободной воле и личности и не берут ее в ее конкретном и опреде ленном наличном бытии», не учитывают многообразия форм насилия, ее качественных и количественных характеристик. Разумеется, насилие насилию рознь. Нормальный человек предпоч тет быть обворованным, чем ограбленным, изувеченным, чем убитым. И как бы нас ни возмущали любые проявления насилия, нельзя не видеть разницы между, скажем, действиями ирландских террористов и недав ним геноцидом в Руанде, где в течение трех месяцев было уничтоже но более миллиона человек. Говоря о необходимости перевести вопрос о моральном оправдании насилия с абстрактно-дефинитивного на кон кретно-исторический уровень, особенно важно учитывать следующие два момента. Во-первых, наличие легитимного насилия, которое зани мает существенное место в механизмах общественной жизни и обоснова ние которого в реальном опыте культуры всегда опиралось, помимо прочего, и на этические аргументы. Ведь сама идея легитимности в дан ном случае означает, что насилие получает общественную санкцию, свя зывается с представлениями о праве и справедливости. Во-вторых, надо учитывать противоречивую роль таких исторических форм насилия, как войны, мятежи и революции, которые часто были связаны с возвы шением исторических форм жизни столь же органично, как рождение ребенка с родовыми муками. Признавая обоснованность этих упреков, направленных на то, чтобы придать анализу соотношения морали и наси лия более конкретный характер, следует заметить, что достичь такой конкретности можно только в рамках и на основе признания их изна чальной противоположности. Рассмотрим в самом общем виде, можно ли наличие легитимного насилия и признание прогрессивной роли насилия в развитии общест ва считать достаточными основаниями для его морального оправдания. Начнем с легитимного насилия, которое на сегодня выступает главным образом в форме государственно-правового насилия, а до него сущест вовало в форме обычая кровной мести. Что придает легитимность насилию? Есть мнение, согласно которому основной движущей и очищаю щей силой истории является насилие. Оно ложно. На самом деле само 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=