ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
и злых было бы совершенно невозможно этически аргументировать наси лие. Жизненные и исторические наблюдения подтверждают это; реальным битвам, как правило, предшествует моральные битвы, являющиеся своего рода идеологической «артподготовкой», в ходе которой противник изо бражается как носитель зла, воплощение некоего дьявольского начала, с которым невозможно и даже недопустимо никакое иное обращение, как только борьба не на жизнь, а на смерть. Вопрос об этическом обосновании насилия сводится к вопросу о том, правомерно ли делить людей на добрых и злых. Следует особо подчеркнуть, что речь идет не о квалификации поступков или даже ли нии поведения, а об оценке людей в их изначальной духовной заданнос- ти. Принятие такой точки зрения означало бы, что одна воля признается исключительно (безусловно, абсолютно) доброй, а другая —исключи тельно (безусловно, абсолютно) злой. Но ни то, ни другое невозможно по крайней мере в силу двух причин. Во-первых, безусловно добрая и безусловно злая воля представляют собой противоречия определения. Безусловно добрая воля, предполагаю щая и осознание себя в качестве таковой, невозможна в силу парадокса совершенства (святой, считающий себя святым, святым не является). Безусловно злая воля невозможна, потому что она уничтожила бы саму себя; ведь, будучи безусловно злой, она должна быть злой, т. е. изничто жающей, и по отношению к самой себе. Во-вторых, понятия безусловно доброй и безусловно злой воли фак тически отрицают понятие свободной воли, а тем самым и самих себя. Воля не может считаться свободной, если ее свобода не доходит до сво боды выбора между добром и злом, и она перестает быть свободной, если теряет возможность такого выбора. А там, где нет свободы выбо ра, не может быть и вменения нравственно-ответственных решений. Индивида, воля которого была бы безусловно злой, то есть злой беспри чинно, изначально, злой до такой степени, что она даже не знает возмож ности иного состояния, следовало бы признать существом психически невменяемым. Как, впрочем, и того, чья воля была бы безусловно доброй. Осуждать одного так же бессмысленно, как и восхвалять другого. Если бы можно было помыслить безусловно добрую или безусловно злую во лю, то первую нельзя было бы считать доброй, а вторую - злой. Понятия безусловно злой воли и безусловно доброй воли могут существовать в человеческой практике только как идеальные конструк ции, некие точки отсчета, но не как характеристики реальных воль, и при этом они могут существовать не как логически строгие понятия, а как эмоционально насыщенные образы, призванные устрашать, вдох- 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=