ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха, могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправды­ вающие основания. В известной басне И. А. Крылова «Волк и ягненок» басенный волк, символизирующий человека, отличается от настоящего волка тем, что он не просто пожирает ягненка, руководствуясь чувст­ вом голода, но стремится еще придать делу «законный вид и толк». От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что оно доходит до пределов жестокости, характерных для природ­ ной борьбы за существование. А от собственно природной агрессивности оно отличается тем, что апеллируетк праву,справедливости, человеческим целям и ценностям. В этом смысле насилие можно охарактеризовать как право сильного или как возведение силы в закон человеческих отноше­ ний. Оно не является элементом естественного состояния, понимаемого вслед за Гоббсом в качестве гипотетической природной предпосылки общественной жизни. Его нельзя также считать элементом цивилизаци- оано-нравственного существования. Насилию нет места ни в природе, ни в пространстве человеческого разума. Оно находится между ними. Насилие может быть средством, выводящим человека из природного состояния, ибо, как говорил Гегель, «немногого можно достигнуть добром против власти природы» [2]. И оно же может быть формой провала сквозь все еще хрупкую оболочку цивилизации, обратного движения в сторону естественного состояния; по мере исторического развития оно все более выступает именно в этом втором качестве. Насилие занимает промежуточное положение между природностью человеческого существования и культурно осмысленными формами, в ко­ торых это существование протекает, между дикостью естественного со­ стояния и ритуальной сдержанностью цивилизованной жизни, как бы связывая между собой две природы человека. Этим определяется как фундаментальное значение насилия в структуре человеческого бытия, так и его амбивалентный характер. Может ли насилие получить нравственную санкцию? Насилие - феномен сложный, многоаспектный. Оно изучается раз­ личными науками: философией истории, социологией, психологией, по­ литологией, правом и другими. Этику оно интересует под углом зрения его морального обоснования и оправдания. Предметом рассмотрения здесь являются не многочисленные вопросы о том, чем вызвано насилие, 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=