ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Как отмечалось выше, исходным моментом нравственной жизни Jl. Н. Толстой считает наличие противоречия между поведением и созна­ нием человека, несоответствие дел и поступков возросшему сознанию. Он полагал, что как в физическом мире «трение признак движения, так и в мире духовном подобные противоречия есть признак духовного роста... Жизнь только в борьбе, но не в Дарвинской борьбе существ, особей... а борьба духовных сил с телесными ограничениями их. Жизнь - борьба души с телом» (53, 120). Потребности тела направлены, по Толстому, на благо личное, по­ требности же души имеют целью благо всего существующего. Проявле­ ние этой внутренней борьбы потребностей души и тела как осознание противоречий сознания и образа жизни является условием нравст­ венного возвышения и показателем нравственного сознания («ра­ зумного сознания», по выражению JI. Толстого). Одним из условий нравственного самосознания является желание человека жить в соответствии с высшими истинами. Это стремление обусловливает критическую оценку и высокую требовательность к себе. Утверждая, что нравственная жизнь развивается по единственному закону любви, JI. Толстой видит главную способность человека в испол­ нении этого закона и самосовершенствовании, прежде всего в «уничто­ жении в себе всего, что мешает любви» (50, 72). Для этого необходимо использовать «истинно направленный разум», который укажет, «чего не надо любить», не искажать его, придумывая теории, оправдывающие свое безнравственное поведение. Поэтому постоянен призыв Л. Н. Толс­ того жить по «разумной любви» и «любовному разуму». Любовь-творчество - это кардинальная проблема человеческого существования. ЭТО способ бытия, жизнетворчества. С помощью люб­ ви человек преодолевает отчужденность, разобщенность. Это объек­ тивная данность, духовность, отказавшись от которой человек перестает быть человеком. Нравственно-антропологическое учение Л. Н. Толстого можно на­ звать учением о бескорыстной любви как творческой разумной деятель­ ности, дающей чувства удовлетворения, радости, счастья, просветления, благоволения, ощущения полноты бытия. Писатель подчеркивал, что любовь- творчество - естественное свой­ ство духовности. «Сознание в себе божественного духовного начала требует любви, производит любовь, но любовь истинная достига­ ется усилием» [4]. С конца 70-х годов Л. Н. Толстой остро ставит проблему соотноше­ ния добра и красоты, отвергнув их внутреннее духовное единство 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=