ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Мыслитель отождествляет гносеологическое понятие ИСТИНЫ с моральным понятием СОЗНАНИЯ, БЛАГА. Можно сказать, что в антро пологической концепции Л. Толстого этика индивидуальная определя ет этику социальную. Исходным импульсом нравственно-гносеологических исканий в ан тропологии Л. Толстого является категория нравственной потребности, понимаемая как исток процесса нравственного самосовершенствования. Философ объясняет противоречивость человеческого поведения слож ным взаимодействием различных потребностей. Противоречия между нравственными потребностями и реальным поведением человека выс тупают у Толстого как противоречия между духовным и телесным на чалами. Постоянная противоречивость нравственной жизни привела Л. Толстого к вопросу о свободе поведения. Важнейшее условие свободы человека, по Толстому,- единство желаний и нравственной необходимости. Свобода, утверждает Л. Толс той, существует лишь в области духовной, в желании жить истина ми, «высшей соответствии с нравственными волей». Нравственная свобода, а значит и возможности нравственной жизни, заключаются в развитии самосознания. Основным средством развития практических способностей писа тель считает нравственно-волевые усилия. Волевые усилия позволяют человеку сохранить моральную устойчивость, при общении в амораль ной среде остаться нравственным человеком. Становление нравственного самосознания возможно лишь при личной значимости этических представлений и опыта нравственных переживаний. Отвергая общество как источник моральных истин, мыслитель ищет внутриличностные основы нравственной жизни. Пытаясь найти причи ны поступков человека, противоречащих его нравственному стремлению, Л. Н. Толстой анализирует факторы, способствующие проявлению чело веческой сущности - нравственного сознания. Разделяя способности че ловека на чувства, разум и волю, писатель считает последнюю главной причиной человеческой деятельности. В соответствии с этим Толстой так изменяеттезисДекарта: «Яжелаю, и следовательно, существую» (1,238). «Среди идейных проповедников свободы личности в России Л. Толстой был самым мощным и самым влиятельным» [3]. Нравственность человека, с точки зрения Л. Н. Толстого, зависит от доминирования одного из трех желаний: - желания блага себе - материальному (животному), - желания блага себе - духовному (тщеславному), - желания блага себе - духовному (как части бесконечного). 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=