ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Мыслитель отождествляет гносеологическое понятие ИСТИНЫ с моральным понятием СОЗНАНИЯ, БЛАГА. Можно сказать, что в антро­ пологической концепции Л. Толстого этика индивидуальная определя­ ет этику социальную. Исходным импульсом нравственно-гносеологических исканий в ан­ тропологии Л. Толстого является категория нравственной потребности, понимаемая как исток процесса нравственного самосовершенствования. Философ объясняет противоречивость человеческого поведения слож­ ным взаимодействием различных потребностей. Противоречия между нравственными потребностями и реальным поведением человека выс­ тупают у Толстого как противоречия между духовным и телесным на­ чалами. Постоянная противоречивость нравственной жизни привела Л. Толстого к вопросу о свободе поведения. Важнейшее условие свободы человека, по Толстому,- единство желаний и нравственной необходимости. Свобода, утверждает Л. Толс­ той, существует лишь в области духовной, в желании жить истина­ ми, «высшей соответствии с нравственными волей». Нравственная свобода, а значит и возможности нравственной жизни, заключаются в развитии самосознания. Основным средством развития практических способностей писа­ тель считает нравственно-волевые усилия. Волевые усилия позволяют человеку сохранить моральную устойчивость, при общении в амораль­ ной среде остаться нравственным человеком. Становление нравственного самосознания возможно лишь при личной значимости этических представлений и опыта нравственных переживаний. Отвергая общество как источник моральных истин, мыслитель ищет внутриличностные основы нравственной жизни. Пытаясь найти причи­ ны поступков человека, противоречащих его нравственному стремлению, Л. Н. Толстой анализирует факторы, способствующие проявлению чело­ веческой сущности - нравственного сознания. Разделяя способности че­ ловека на чувства, разум и волю, писатель считает последнюю главной причиной человеческой деятельности. В соответствии с этим Толстой так изменяеттезисДекарта: «Яжелаю, и следовательно, существую» (1,238). «Среди идейных проповедников свободы личности в России Л. Толстой был самым мощным и самым влиятельным» [3]. Нравственность человека, с точки зрения Л. Н. Толстого, зависит от доминирования одного из трех желаний: - желания блага себе - материальному (животному), - желания блага себе - духовному (тщеславному), - желания блага себе - духовному (как части бесконечного). 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=