ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

«Я думал и думаю, что работа... грех, ...что работа как добродетель... есть величайший и злейший соблазн» (53, 150). В конце концов Толстой пришел к выводу, что христианский идеал жизни лучше всего обозна­ чить таким понятием буддийской философии, как «нирвана», причем трактовал ее как НЕЧТО или НЕБЫТИЕ. СВОБОДУ JI. Толстой объяснял в рамках исторической необходи­ мости, в границах личного действия и целеполагания. Историческая необходимость слагается из множества бесконечно малых моментов сво­ бод, воль. И так как каждый человек свободен в выборе своего пути, он ответственен за происходящие события. Учение об исторической необходимости как равнодействующей разнонаправленных воль лежит в основе социально-культурной антро­ пологии Л.Н. Толстого. Важной составляющей философско-антропологической концепции Л. Толстого является и категория нравственной деятельности. Знание жизни, считает мыслитель, можно найти только «жизнью», то есть пу­ тем нравственно-ориентированной деятельности, Л. Толстой, таким образом, выразил личностно-деятельностную природу способа вопло­ щения нравственных ценностей и вместе с тем показал их земные истоки. Л. Толстой был убежден в том, что всякое философское учение есть учение о том, что должно делать (20, 140). «Я молюсь так,- говорил писатель,- Боже, избави меня от зла, то есть... от искушения творить зло, и даруй мне добро, то есть возможность творить добро» (46, 135). Мыслитель рассматривал мир с точки зрения двух категорий - «Я» для других и «Я» для себя. «С его точки зрения, психологическое распо­ ложение человека к самоглядке дурно. Не нужно... заниматься самореф- лексией: она разрушает природную целостность человека... Сознание добра и зла вносит неуверенность, разлад и ложь» [2]. Вся жизнь человека, считал Толстой, представляет собой непре­ рывный выбор между «приведением» своей деятельности в согласие с со­ вестью и «скрыванием от себя указаний своей совести». В последнем случае писатель выделяет два способа: внешний, состоящий в занятиях, отвлекающих человека от указаний совести (заботы, забавы и т. п.), и внутренний, когда затемняется сама совесть (употребление наркоти­ ков, алкоголя, табака). СОВЕСТЬ - в понимании Л. Н. Толстого - интуитивный оценоч­ ный критерий, дающий возможность обнаружить тот единственный смысл, который содержится в каждой житейской ситуации и который иногда не осознается человеком, но заставляет его действовать тем или иным образом. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=