ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

В комплексе представлений, отражающих понимание сущности че­ ловека у Л. Н. Толстого, оправдано выделение двух ведущих мировоз­ зренческих и идеологических доминант. 1. Следование христианской традиции. Специфичность трактовки Бога писателем состоит в том, что есть некое универсальное начало, которое человек усваивает посредством разума, и осознание Бога в себе и себя в Боге есть дело сугубо индивидуальное. Только душа конкретного человека - единственно возможная форма бытия божьего. 2. Антропологическая установка, которая роднит мыслителя с фи­ лософской и идеологической традицией западно-европейского сознания. Суть этой точки зрения в преобладании субъективно-индивидуалисти­ ческого начала над объективным, социально-субстанциональным. Основное начало философии J1. Толстого есть эмоционально-це­ лостное отношение к людям и к миру. Философию Л. Толстого можно рассматривать как один из вариантов экзистенциалистского, антропо­ логического философствования. Определяющее значение у писателя приобретает человеческая еди­ ничность в ее материальных и духовных отправлениях. Основным кри­ терием при этом выступает нравственная самоочевидность, диктуемая тем, «что говорит каждому человеку его разум и совесть» [1]. «Зло,- писал мыслитель,- только внутри нас, т. е. там, откуда его можно вы­ нуть» (45, 440). Мир Л. Н. Толстого космичен, устроен и создан гармоническим образом, если вспомнить греческое значение понятия «космос». Чело­ век у него включен в объемное и широко организованное природное и социальное целое. Человеческое существование, по Л. Толстому, также может и долж­ но быть гармоничным, законченным, цикличным. Но человек сам на­ рушает эту гармонию, сам виновен в своих несчастьях, и поэтому главным условием исправления и искоренения зла в мире является ис­ правление человеком самого себя. Космос мироздания соответствует космосу человеческого духа. Для Л. Н. Толстого бок о бок существуют как бы два мира: духов­ ный (свободный) и материальный (зависимый), внутренняя жизнь и жизнь общественная. «Есть две стороны жизни в каждом человеке,- писал Л. Н. Толстой в «Войне и мире».- Жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, рое­ вая, где человек неизбежно выполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательно орудием для дос­ тижения исторических общечеловеческих целей» (11, 6). 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=