ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
В комплексе представлений, отражающих понимание сущности че ловека у Л. Н. Толстого, оправдано выделение двух ведущих мировоз зренческих и идеологических доминант. 1. Следование христианской традиции. Специфичность трактовки Бога писателем состоит в том, что есть некое универсальное начало, которое человек усваивает посредством разума, и осознание Бога в себе и себя в Боге есть дело сугубо индивидуальное. Только душа конкретного человека - единственно возможная форма бытия божьего. 2. Антропологическая установка, которая роднит мыслителя с фи лософской и идеологической традицией западно-европейского сознания. Суть этой точки зрения в преобладании субъективно-индивидуалисти ческого начала над объективным, социально-субстанциональным. Основное начало философии J1. Толстого есть эмоционально-це лостное отношение к людям и к миру. Философию Л. Толстого можно рассматривать как один из вариантов экзистенциалистского, антропо логического философствования. Определяющее значение у писателя приобретает человеческая еди ничность в ее материальных и духовных отправлениях. Основным кри терием при этом выступает нравственная самоочевидность, диктуемая тем, «что говорит каждому человеку его разум и совесть» [1]. «Зло,- писал мыслитель,- только внутри нас, т. е. там, откуда его можно вы нуть» (45, 440). Мир Л. Н. Толстого космичен, устроен и создан гармоническим образом, если вспомнить греческое значение понятия «космос». Чело век у него включен в объемное и широко организованное природное и социальное целое. Человеческое существование, по Л. Толстому, также может и долж но быть гармоничным, законченным, цикличным. Но человек сам на рушает эту гармонию, сам виновен в своих несчастьях, и поэтому главным условием исправления и искоренения зла в мире является ис правление человеком самого себя. Космос мироздания соответствует космосу человеческого духа. Для Л. Н. Толстого бок о бок существуют как бы два мира: духов ный (свободный) и материальный (зависимый), внутренняя жизнь и жизнь общественная. «Есть две стороны жизни в каждом человеке,- писал Л. Н. Толстой в «Войне и мире».- Жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, рое вая, где человек неизбежно выполняет предписанные ему законы. Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательно орудием для дос тижения исторических общечеловеческих целей» (11, 6). 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=