ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

рождения. При этом сознание благотворности страданий, отмечает Толстой в «Пути жизни», уничтожает их тяжесть. Таковы основные доводы Толстого, показывающие несостоятельность аргументов обыденного морального сознания против учения о непротив­ лении злому. Характерно, что, опровергая эти аргументы, устраняя недора­ зумения, заблуждения и предрассудки обыденного сознания, Толстой подводит под них теоретические положения своего учения: - под аргумент «уклонения от борьбы со злом и потворства злу» - положение о непротивлении злу добром; - под аргумент «утопичности» учения - положение о «безумии» современного мира; - под аргумент «неисполнимости» заповедей Христа - положение о сущности человеческой свободы; - под аргумент «ухода из мира» - положение о критерии истиннос­ ти учения; - под аргумент «личной погибели» - положение о смысле жизни, истинном спасении и нравственном самосовершенствовании; - и. наконец, под аргумент «несчастной жизни» - положение о смысле страданий. Примечания 1. Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. Человекобог и челове- козверь. По поводу последних произведений Л. Н. Толстого: «Дьявол» и «Отец Сергий». С. 474. 2. Иванов В. И. Лев Толстой и культура // Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994. С. 279. 3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философ­ ской культуре. М., 1990. С. 176. 4. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1.4.2. С. 201-202. 5. Там же. С. 202. 6. Франк С. Л. Нравственное учение Л. Н. Толстого // Франк С. Л. Русское мировоззрение. Спб., 1996. С. 433. 7. Там же. С. 432. 8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 24 т. М., 1913-1958. Т. 21. С. 254. 9. Там же. Т. 22. С. 178. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=