ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

то сводилось к главному - к пониманию духовного иэтнического единения людей определенной национальности, в данном случае русского народа. Общечеловеческое противопоставлялось им не национальному, а «узко национальному», связанному с замкнутостью нации на самой себе и с противопоставлением себя самой другим нациям. Для Толсто­ го народное и общечеловеческое - это две ветви одного дерева, а дерево это - жизнь с ее законом всеединства любви. В сопричастности и гармо­ нии этих двух начал писатель видел основу согласия между людьми разных стран, возрастов, национальностей. Безусловно, у Толстого можно найти немало высказываний, не со­ гласующихся с нашим выводом, но это не значит, что вывод ошибочен. Кстати, нет ничего проще, чем вырвать из контекста толстовского твор­ чества ту или иную мысль и, полемизируя с ней, делать вид, что мы умнее Толстого или что он наш союзник. Так многие и обращаются с великим наследием. Как бы предчувствуя такое отношение к себе, Толстой писал: «Есть обычные, иногда умышленные, иногда неумышленные недо­ разумения о моих взглядах, которые, признаюсь, раздражают меня: 1) Я говорю, что Бог, сотворивший мир в 6 дней, пославший сына, сам этот сын,- не Бог, а что Бог есть то, что одно есть, непостижи­ мое благо, начало всего; против меня говорят, что я отрицаю Бога. 2) Я говорю, что не надо насилием противиться насилию, против меня говорят, что я говорю, что не надо бороться со злом. 3) Я говорю, что надо стремиться к целомудрию, и на этом пути будет в первой степени девственность, во второй - чистый брак, в третьей - не чистый, т. е. не единственный, но брак; против меня говорят, что я отрицаю брак и проповедую прекращение рода человеческого. 4) Я говорю, что искусство есть деятельность заражающая, и чем более заразительно искусство, тем оно лучше. Но эта деятель­ ность хороша или дурна независимо от того, насколько она удов­ летворяет требованиям искусства, т. е. заразительности, еще и потому, насколько она удовлетворяет требованиям религиозно­ го сознания; т. е. нравственности, совести; против меня говорят, что я проповедую тенденциозное искусство и т. п.». (Дневник. 3 августа 1898 г.). Но не забудем: Толстой - постоянно развивающаяся личность, с ко­ лоссальным диапазоном раздумий, оценок, сиюминутных и вечных чувств. Толстой-личность космического масштаба, и, подобно Космосу, он многогранен, противоречив, диалектически сложен и вместе с тем бо­ жественно целен. Вот почему, думаю, было бы правильно любое выска- 210

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=