ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

не может изменить жизнь к лучшему, пока весь мир, все люди не начнут следовать этому учению. Нельзя идти одному человеку против всего мира, не может один праведник повернуть жизнь по учению Христа - таким путем не только других не спасешь, но и свою жизнь погубишь. Опровергая аргумент «личной гибели», Толстой показывает, что он построен на ложном представлении о смысле и назначении челове­ ческой жизни. Очевидно, что так могут рассуждать только те, кто видит смысл жизни в личном благе. Учение Христа как раз и говорит о том, что такая жизнь ведет к погибели, что для того, чтобы спасти свою жизнь, необходимо придать ей такой смысл, который не уни­ чтожался бы смертью. «Христос учит спасению от погибельной жизни,- пишет Толстой,- а я желаю эту погибельную жизнь. Следовательно, я считаю эту свою жизнь вовсе не погибельной, считаю эту жизнь чем-то действительным, мне принадлежащим и хорошим. В этом-то признании своей мирской, личной жизни за что-то действительное, мне принадлежащее и лежит недоразумение, препятствующее пониманию учения Христа» [33]. Истинное спасение жизни - это «спасение от жизни личной» и пробуждение к истинной жизни в Боге, при которой человек начина­ ет следовать закону любви и исполнять заповедь непротивления злому. Истинное спасение жизни Толстой, вслед за Сократом, связывает с «заботой о душе», с «устройством своей души». И здесь Толстой пока­ зывает ложность представления о том, что один человек не может идти против всего мира, изменить существующий строй жизни в направле­ нии закона любви. Толстой разрушает это ложное представление с по­ мощью идеи нравственного самосовершенствования. «Побороть общее зло жизни,- отмечает он,- можно только одним средством: нравст­ венным усовершенствованием своей жизни» [34]. Согласно Толстому, человек не властен устраивать жизнь других, каким бы совершенным и справедливым ни казалось ему это устройство. Человек призван толь­ ко к одному - к своему внутреннему совершенствованию; только в этом он властен и только этим он может воздействовать на жизнь дру­ гих людей и изменять ее к лучшему. В этой связи Толстой формулирует своеобразный императив нрав­ ственного самосовершенствования как необходимого условия устройст­ ва жизни по закону любви: «Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою душу, и будь уверен, что только этим ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни». Наконец, шестой аргумент против непротивления говорит о том, что если следовать заповеди непротивления: подставлять щеку, раздавать 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=