ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

означает «знаю как»), употребляется, когда речь идет о разного рода технологиях, используемых в производстве, бизнесе, политике, образова­ нии и т. д. Запад продает свои «ноу-хау» во все страны мира. Сами по себе они полезны и эффективны, но беда в том, что они давно уже преврати­ лись у нас в самодовлеющую сверхценность, некое божество, узурпиро­ вавшее право определять цель и смысл нашего существования. Запад похож на корабль (не исключено, что это «Титаник»), который плывет неизвестно куда, каковой факт не только никого не интересует, но счита­ ется даже неприличным задавать бестактные вопросы по этому поводу. Главное, чтобы не качало и чтобы на палубе работала дискотека и раз­ носили мороженое. Россия же все никак не хочет удовлетвориться мо­ роженым (и из-за этого частенько испытывает его дефицит). Она без конца спрашивает: куда мы плывем? не сбились ли с курса? для чего и зачем совершается наше плавание? Поэтому русскую цивилизацию, в противоположность западной, я называю цивилизацией «know-why» - «хочу знать зачем». Для России главное - цель путешествия, для Запа­ да комфорт путешествия». Не трудно тому, кто знаком с духовными исканиями Толстого, почувствовать всю близость размышлений Стивена Лаперуза мыслям русского просветителя. Вот одно из характерных свидетельств. «Маши­ ны,- спрашивал Лев Толстой,- чтобы делать что? Телеграфы, чтобы передавать что? Школы, университеты, академии, чтобы обучать чему? Собрания, чтобы обсуждать что? Книги, газеты, чтобы распространять сведения о чем? Железные дороги, чтобы ездить кому и куда? Собран­ ные вместе и подчиненные одной власти миллионы людей - чтобы де­ лать что? Больницы, врачи, аптеки для того, чтобы продолжать жизнь, а продолжать жизнь зачем?» Толстой более всего боялся восторжест- вования Молоха над душой человека. Он видел, как это «чудовище» пожирает все самое лучшее, не оставляя надежды на Воскресение, и искал пути борьбы с ним. В этой борьбе для него чрезвычайно важ­ ным оказывался момент соблюдения меры во всем, что совершает чело­ век, над чем он духовно работает. Особая соразмеренность должна сопутствовать человеку при ре­ шении проблемы общечеловеческого и национального. Как националь­ ный гений, он менее всего думал о том, чтобы кому-либо доказывать свою принадлежность к русскому народу. Он был выразителем его чаяний, проник глубоко в тайны его психологии, высоко ценил его нравственные потребности, дорожил его культурой, называл себя «адвокатом стопя­ тидесятимиллионного народа». Во многих художественных произведе­ ниях он запечатлел его подвиги и страдания, его падения и величие. И все 209

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=