ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
означает «знаю как»), употребляется, когда речь идет о разного рода технологиях, используемых в производстве, бизнесе, политике, образова нии и т. д. Запад продает свои «ноу-хау» во все страны мира. Сами по себе они полезны и эффективны, но беда в том, что они давно уже преврати лись у нас в самодовлеющую сверхценность, некое божество, узурпиро вавшее право определять цель и смысл нашего существования. Запад похож на корабль (не исключено, что это «Титаник»), который плывет неизвестно куда, каковой факт не только никого не интересует, но счита ется даже неприличным задавать бестактные вопросы по этому поводу. Главное, чтобы не качало и чтобы на палубе работала дискотека и раз носили мороженое. Россия же все никак не хочет удовлетвориться мо роженым (и из-за этого частенько испытывает его дефицит). Она без конца спрашивает: куда мы плывем? не сбились ли с курса? для чего и зачем совершается наше плавание? Поэтому русскую цивилизацию, в противоположность западной, я называю цивилизацией «know-why» - «хочу знать зачем». Для России главное - цель путешествия, для Запа да комфорт путешествия». Не трудно тому, кто знаком с духовными исканиями Толстого, почувствовать всю близость размышлений Стивена Лаперуза мыслям русского просветителя. Вот одно из характерных свидетельств. «Маши ны,- спрашивал Лев Толстой,- чтобы делать что? Телеграфы, чтобы передавать что? Школы, университеты, академии, чтобы обучать чему? Собрания, чтобы обсуждать что? Книги, газеты, чтобы распространять сведения о чем? Железные дороги, чтобы ездить кому и куда? Собран ные вместе и подчиненные одной власти миллионы людей - чтобы де лать что? Больницы, врачи, аптеки для того, чтобы продолжать жизнь, а продолжать жизнь зачем?» Толстой более всего боялся восторжест- вования Молоха над душой человека. Он видел, как это «чудовище» пожирает все самое лучшее, не оставляя надежды на Воскресение, и искал пути борьбы с ним. В этой борьбе для него чрезвычайно важ ным оказывался момент соблюдения меры во всем, что совершает чело век, над чем он духовно работает. Особая соразмеренность должна сопутствовать человеку при ре шении проблемы общечеловеческого и национального. Как националь ный гений, он менее всего думал о том, чтобы кому-либо доказывать свою принадлежность к русскому народу. Он был выразителем его чаяний, проник глубоко в тайны его психологии, высоко ценил его нравственные потребности, дорожил его культурой, называл себя «адвокатом стопя тидесятимиллионного народа». Во многих художественных произведе ниях он запечатлел его подвиги и страдания, его падения и величие. И все 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=