ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

ком архаичным и малозначимым для России. Нет смысла здесь останавли­ ваться на причинах трагедии А. Солженицына - об этом разговор особый. Толстого всегда восхищало и удивляло многообразие мира. Он ви­ дел смысл и величие в жизни каждого человека, каждого народа, каждого племени. Все важно, все дорого. Отсюда шел его протест против наси­ лия над индивидуальностью, против стандартизации и практицизма, под давлением которых умирает живая душа, разрываются человеческие отношения, распадается «связь времен». Самая примечательная черта нашего времени - тоска по невырази­ мому, по самобытности, по живому общению живых душ. Технокра­ тизм, градомания, бесконечная соревновательность, бесспорно имеющая свою привлекательность, но уводящая людей от главного - служения Идеалу, истерзанность человека неверием или верой в науку и эконо­ мику - все это и многое другое повлекло за собой общее недовольство масс, рождение психологии, в одном случае, комфортности, когда менее всего люди думают о средствах ее достижения, в другом - дисгармонии сущего, надрыва, ощущения полета в пропасть. Общечеловеческое, лишенное нравственного лица, - это дья- волиада, это взрыв всех глубинных основ человеческой, хочется ве­ рить, Божественной по своей сути, природы. И Толстой еще в начале нашего века предупреждал об опасности такого рода пла­ нетарного мышления. В 1900 г. в обращении к американскому народу он поставил вопрос о том, почему этот народ идет не за Гарисоном, Паркером, Эмерсоном, Балу, Торо, Чаннингом, Уитменом, а за Гульдом, Рокфеллером, Карнед- жи, почему он «не продолжает того хорошего дела, которое столь успеш­ но начато». Слова Толстого были гласом вопиющего в пустыне. Америка избрала свой путь развития, о котором хорошо сказал американский историк, автор выражения «американская мечта» Джеймс Труслоу Адамс: «Сделав класс бизнесменов ведущим и единственно руководящим клас­ сом, Америка поставила эксперимент по созданию цивилизации, покоя­ щейся на идеях бизнесмена. .Другие классы, занимающие подчиненное положение по отношению к классу бизнесменов, быстро приспосаблива­ ют к нему свою жизненную философию» (Москва. 1998. № 5. С. 149). Соотечественник Адамса, современный философ и публицист Сти­ вен Лаперуз, противопоставляя две современные цивилизации, пишет: «Запад и Россия - это не просто две разные, а фундаментально разные цивилизации. Западную я назвал бы цивилизацией «know-how», а для того, чтобы охарактеризовать русскую, мне придется предложить новый термин: «know-why». Понятие «know-how», или«ноу-хау» (буквально это 208

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=