ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Не отрицателем, а глубоким почитателем этого наследия был Толс той (вспомним хотя бы его доброе отношение к славянофилам, и прежде всего к творчеству А. С. Хомякова). И все же проблема «Л. Толстой и рус ское философское наследие» остается открытой. Ученым предстоит большая работа по изучению и рассмотрению этой проблемы, важной не только с собственно научной точки зрения, но и как фактор современного воз рождения нравственных истоков отечественной культуры. Глубоко убежден, что без серьезного осмысления отечественной и мировой мудрости невозможно становление Учителя XXI века. Со единение этого опыта с достижениями современной педагогической науки поможет преодолеть многие кризисные моменты в области образования и воспитания, и Толстой на этом пути - наш союзник. Актуально сегодня звучит и другой аспект духовных исканий Толс того - соотношение в них общечеловеческого и национального. Из всех понятий эти два - общечеловеческое и национальное - наиболее сложны и запутаны в истории и культуре человечества. Еще недавно казалось: близок конец разъединяющему началу, все большее число людей и народов втянуто в интернациональный вихрь обнов ляющих революций. Но буквально за последние несколько лет все смеша лось и переворотилось и в нашем Отечестве, и в других странах. Проблема национального в который раз стала во весь рост перед современниками и захватила в свой круг противоречий целые народы и государства. В век стандартизации общегуманитарных ценностей, к сожалению, есть все, кроме подлинных ценностей, то есть они, конечно, есть, но теряются среди сникерсов, джинсов, кукол Барби, Coca-Cola, отупляющей эстрады, моды на проституцию, наркоманию, курение, среди фильмов ужасов, насилия, порнухи, среди бесконечно унижающих существо человека шоу и карна валов, подобных пляске смерти. Мировой стандарт и масскультура в их худших проявлениях подавляют национальное, и отсюда у большинства народов мира проистекает страх перед утратой национальной незави симости и национального своеобразия. Вспомним мысли Нехлюдова после того, как он совратил Катю шу Маслову. «"Что же это: большое счастье или большое несчастье слу чилось со мной?" —спрашивал он себя. "Всегда так, все так",—сказал он себе и пошел спать». Все на продажу, все дозволено, нет предела произволу властей и по литиков, желтой прессы и эстетствующих художников. Когда-то А. Блок признался, что декаденты могут упражняться в чем угодно только пото му, что жив ещё Лев Толстой. Сегодня в какой-то мере место Толстого попытался занять А. Солженицын, но, увы, верхи посчитали его слиш- 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=