ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

читатели, полагающие, что они никогда не подставят правую щеку, если ударили их по левой. Дело ведь не в том, подставить или не подставить щеку, а в том, как жить так, чтобы на зло не отвечать злом, но при этом найти в себе мужество духовно противостоять насилию, лицемерию, хан­ жеству, лжи, политическому диктату, материальной униженности. С давних времен человечество волновала проблема связи внешних обстоятельств и внутренней свободы. Раздумывая над этой проблемой, Толстой пришел к выводу, что только приверженность к свободе духа делает человека по-настоящему жизнеспособным, даёт ему подлинные ориентиры существования, поддерживает в нем свет добра и любви, защищает его от духовного и физического растления, открывает путь к воскресению, дабы служить людям и Богу. Свобода... Сколько ради неё принесено жертв, сколько написано пус­ тых и великих слов, сколько ещё предстоит перестрадать человечеству, преж­ де чем оно откроет для себя тайну свободы. В наши дни слово «свобода» унижено, как унижена мысль Достоевского о том, что «красота спасет мир». И всё это происходит потому, что не учитывается психология восприятия человеком самых сокровенных истин - не через умствование они входят в наше сознание и в нашу душу, а через разумное осмысление, глубину переживаний, осознание ошибок, неустаннуюработу совести; не через сумму знаний, механически освоенных, а через культуру чувства; не через прислу­ живание власть имущим, поклонение общепризнанным авторитетам (как бы значительны они ни были), а через свободный самостоятельный выбор. В связи с этим примечательна одна из поздних работ Толстого - его обращение к юношеству, где он писал: «Верьте себе, выходящие из детст­ ва юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопро­ сы; кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? и главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружаю­ щие менялюди ? Верьте себе итогда, когдате ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдете себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас. Не бойтесь этого разногласия; напротив, знайте, что в этом разногласии вашем со всем окружающим выразилось самое лучшее, что есть в вас,- то божественное начало, проявление которого в жизни составляет не только главный, но единственный смысл нашего существования. Верьте тогда не себе, известной личности,- Ване, Пете, Лизе, сыну, дочери царя, министра или рабочего, купца или крестьянина, а себе, тому вечному , разумному и бла­ гому началу, которое в первый раз пробудилось в вас и задало вам эти важнейшие в мире вопросы и ищет и требует их разрешения». 204

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=