ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

кой печати все чаще и чаще появляются материалы, порочащие дорогие русскому сердцу имена. В эпицентре событий оказался и Лев Толстой. Нет необходимости защищать его глубоко нравственную натуру. Все обывательские слухи о его личной жизни не имеют под собой никакого основания. Каждый приобщенный к дневникам и письмам писателя знает, как высока была его мера ответственности перед живущими и грядущими поколениями, как много Толстой выстрадал в поисках счастья для тех, кто был рядом с ним, чьи пути пересеклись с его поисками истины. Человек для Толстого, как и для Канта,- непреходящая ценность, цель, но не средство (!) прогресса. Полагаю, что именно такое отношение к человеку защищает общество от тирании и насилия. Мало сейчас кто помнит предсмертные муки Ф. Энгельса, а они как раз были связаны с тем, о чем после его смерти забыли и что в конечном итоге привело к дискре­ дитации социалистической идеи. Ф. Энгельс обращался с завещательным словом к потомкам, где умолял уделить особое внимание нравственной стороне общественной жизни, ибо ему с К. Марксом в силу одержимости идеей первичности экономического фактора не удалось обосновать важ­ ность этического начала новой формации. Никто, к сожалению, не при­ слушался к словам умирающего гения. Более того, в начале 20-х годов нашего века В. И. Ленин провозгласит: нравственно то, что полезно про­ летариату. «Полезно» было согнать мужика с земли - согнали,«полезено» было бросить в костер будущего миллионы жизней - бросили, «полезно» было во славу «воинствующего материализма» изгнать из России сотни выдающихся мыслителей, ученых, художников - изгнали... Великая идея социализма потому и не состоялась, что в жертву ей было при­ несено самое дорогое —человеческая жизнь. Революционная одер­ жимость, утверждавшая себя на штыках, оказалась сильнее любви к человеку, сильнее нравственного кодекса жизни. Напомню удивительное письмо Толстого к Э. Г. Шмиту. Оно часто в свое время цитировалось, но сегодня оно звучит еще более актуально, чем когда-либо, в нем эскизно обозначены главные пути воскресения общества, собраны воедино главные идеи преобразования жизни. «Суще­ ствующий строй жизни,- утверждает писатель,- подлежит разрушению. В этом согласны как те, которые стремятся разрушить, так и те, которые защищают его. Уничтожиться должен строй соревновательный и заме­ ниться коммунистическим; уничтожиться должен строй капиталистичес­ кий и замениться социалистическим; уничтожиться должен строй милитаризма и замениться разоружением и арбитрацией; уничтожиться должен сепаратизм узкой национальности и замениться космополитиз­ 201

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=