ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
имеет шанс быть исполненным, когда оно требует абсолютного совершен ства, т. е. слияния божеской сущности, находящейся в душе каждого человека, с совершенной волей Бога, Четвертый аргумент против непротивления состоит в том, что учение Христа не предназначено для всего мира, что оно дано только избранным и может быть осуществлено в особых случаях в стороне от соблазнов мира. Этот аргумент может быть назван аргументом «ухода из мира». Как ни удивительно кажется понявшему учение Хрис та заблуждение, согласно которому христианские заповеди хороши для людей, но неисполнимы, замечает Толстой, но заблуждение, по которому считается, что человек, желающий не на словах, а на деле исполнять учение Христа, должен уйти из мира - еще удивительнее. Те, кто прибегает к этому аргументу, очевидно, исходят из того, что либо христианские заповеди предназначены только для избранных, либо само их осуществление мыслится в качестве «чистого» эксперимен та, не связанного непосредственно с целями улучшения жизни людей. И то и другое опровергается самой жизнью и проповедью Христа. Всю известную нам жизнь свою, отмечает Толстой, Христос провел в самом водовороте жизни: с мытарями, блудницами, фарисеями. Главные запо ведиХриста-любовь кближнему, непротивление злу насилием -требуют постоянного общения с миром. Но главное доказательство даже не в этом. Христос учит истине, и истина не может быть отвлеченной, оторванной от жизни. «Если бы жизнь здесь не подтверждала учения Христа о жизни, то это учение было бы не истинно» [30]. Так же как для опровержения аргумента «неисполнимости» уче ния, Толстой развивает свою «философию свободы», так и критику ар гумента «ухода из мира» он подкрепляет своим учением об истине. Согласно Толстому, истина —это не просто согласие жизни с учени ем; истина должна быть запечатлена страданием и передана с любо вью [31]. А это возможно только в мирской жизни. Опровергая аргумент «ухода из мира», Толстой не мог забыть свое го жизненного положения. Обосновывая мысль о невозможности ухода из мира, он заметил: «Не подумайте при этом, что я это говорю для оправдания своего положения, того, что остался в этих условиях жить. Жизнь в том, чтобы не делать то, что ты считаешь неистинным, но не в том, чтобы менять те условия, в которых ты считаешь, что нельзя жить» [32]. Пятый аргумент против непротивления сводится к утверждению о том, что каким бы прекрасным ни было учение Христа, оно все равно 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=