ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

имеет шанс быть исполненным, когда оно требует абсолютного совершен­ ства, т. е. слияния божеской сущности, находящейся в душе каждого человека, с совершенной волей Бога, Четвертый аргумент против непротивления состоит в том, что учение Христа не предназначено для всего мира, что оно дано только избранным и может быть осуществлено в особых случаях в стороне от соблазнов мира. Этот аргумент может быть назван аргументом «ухода из мира». Как ни удивительно кажется понявшему учение Хрис­ та заблуждение, согласно которому христианские заповеди хороши для людей, но неисполнимы, замечает Толстой, но заблуждение, по которому считается, что человек, желающий не на словах, а на деле исполнять учение Христа, должен уйти из мира - еще удивительнее. Те, кто прибегает к этому аргументу, очевидно, исходят из того, что либо христианские заповеди предназначены только для избранных, либо само их осуществление мыслится в качестве «чистого» эксперимен­ та, не связанного непосредственно с целями улучшения жизни людей. И то и другое опровергается самой жизнью и проповедью Христа. Всю известную нам жизнь свою, отмечает Толстой, Христос провел в самом водовороте жизни: с мытарями, блудницами, фарисеями. Главные запо­ ведиХриста-любовь кближнему, непротивление злу насилием -требуют постоянного общения с миром. Но главное доказательство даже не в этом. Христос учит истине, и истина не может быть отвлеченной, оторванной от жизни. «Если бы жизнь здесь не подтверждала учения Христа о жизни, то это учение было бы не истинно» [30]. Так же как для опровержения аргумента «неисполнимости» уче­ ния, Толстой развивает свою «философию свободы», так и критику ар­ гумента «ухода из мира» он подкрепляет своим учением об истине. Согласно Толстому, истина —это не просто согласие жизни с учени­ ем; истина должна быть запечатлена страданием и передана с любо­ вью [31]. А это возможно только в мирской жизни. Опровергая аргумент «ухода из мира», Толстой не мог забыть свое­ го жизненного положения. Обосновывая мысль о невозможности ухода из мира, он заметил: «Не подумайте при этом, что я это говорю для оправдания своего положения, того, что остался в этих условиях жить. Жизнь в том, чтобы не делать то, что ты считаешь неистинным, но не в том, чтобы менять те условия, в которых ты считаешь, что нельзя жить» [32]. Пятый аргумент против непротивления сводится к утверждению о том, что каким бы прекрасным ни было учение Христа, оно все равно 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=