ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

экспонатов. Работают субботние и воскресные лектории, проводятся ве­ чера-встречи с писателями, художниками, артистами, музыкантами, режиссерами, кинематографистами. Особое внимание уделяем проблемам воспитания подрастающего поколения. Занятия проводим по авторским программам (утренники, викторины, вечера, диспуты) в музее и в школах, гимназиях, колледжах, детских клубах. Обширны связи музея с органами народного образования, Рос­ сийским институтом культурологии, Государственным институтом ис­ кусствознания, Московским институтом развития образовательных систем (МИРОС). Шесть лет в музее работает детская академия «Муравейные бра­ тья», в основу занятий которой легли педагогические принципы Толсто­ го. Академия получила известность и стала своего рода методическим центром по передаче опыта работы с детьми другим музеям. В 1997 г. Указом Президента Российской Федерации наш музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Таково кратко наше сегодня. Каким быть музею в третьем тысячелетии? Каким будет наше завтра? Ответить на эти вопросы трудно. Это зависит от отношения государстве к культурному наследию страны, от роли, которую оно отво­ дит культуре, искусству в жизни страны, от того, берет ли оно на себя ответственность за их состояние. Почти девяностолетний опыт существования музея Л. Н. Толстого (дореволюционный, советский, современный) свидетельствует: 1. Литературные музеи не могут быть рентабельными, существо­ вать на самоокупаемости, они должны субсидироваться государством. Мы убедились, что время бескорыстных спонсоров еще не пришло. Мы в меру своих возможностей имеем доход, но этого недостаточно. 2. Музею необходимо следовать четырем музейным заповедям: собирать, хранить, изучать и пропагандировать, эти направления долж­ ны оставаться главными. Сохранять лучшие традиции, завещанные нам основателями музея. Нельзя, уничтожая корни дерева, надеяться на пышную крону, нельзя, не изучив свое прошлое и настоящее, войти достойно в будущее. 3. Продолжая научные традиции музея, необходимо огромное внимание уделять воспитанию научных кадров, коллектива как живого организма. Сегодня это главная проблема музея. На воспитание, подго­ товку музейного специалиста требуется не одно десятилетие. А у нас, 196

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=