ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

истиной в своем поведении. А поскольку сам выбор истины и руковод- ствование ею есть прерогатива разума, то свободу можно определить и как разумное стремление к благу. И в этом смысле говорить о неис­ полнимости учения Христа - значит либо отрицать его истинность, либо отказывать человеку в способности понимания провозглашенных Христом нравственных истин. Однако здесь возникает еще одна трудность, препятствующая пра­ вильному пониманию проблемы «исполнимости» учения. Важно по­ нять, в чем заключается «свободное исполнение» заповедей. Свобода исполнения есть стремление руководствоваться истиной непротивле­ ния как идеалом, а не просто как нормой (правилом) жизни. Толстой подробно разъясняет смысл этого недоразумения в тракта­ те «Царство Божие внутри вас». Сама возможность исполнения запове­ дей Христа «пугает» обывателей, полагающих, что если бы человек исполнил то, что проповедуется Христом, то он уничтожил бы свою жизнь; и если бы все люди исполнили это, то прекратился бы род чело­ веческий. «Не заботься о завтрашнем дне, не противься злу насилием, не за­ щищай свою жизнь, соблюдай полное целомудрие» - точное исполнение этих и подобных им требований сделает жизнь невозможной. Но в том-то и дело, что свободное исполнение заповедей Христа предполагает совершенно иной способ руководствования ими в жизни. Речь здесь идет вовсе не о точном исполнении этих заповедей, подоб­ ном тому, как исполняются правила уплаты податей и другие граж­ данские законы и обязанности. Речь идет об ориентации на эти заповеди как на идеал, как на то бесконечное совершенство, к которому должен стремиться всякий человек. Свободное исполнение запове­ дей означает в данном случае осознанное стремление к бесконечно­ му совершенству. Толстой особенно настаивает на том, что человеку нельзя снижать в своем сознании требований идеала. Человек должен руководство­ ваться не умеренными правилами справедливости и филантропии, а именно идеалом полного, бесконечного, божеского совершенства. «Только стремление к этому совершенству,- подчеркивает Толстой,- отклоняет направление жизни человека от животного состояния к божественному на­ столько, насколько это возможно в этой жизни» [28]. Это подобно тому, поясняет Толстой, как если бы, плывя против течения, собираясь пристать к тому месту, к которому хочешь, необходимо всеми силами направлять ход гораздо выше, так как жизнь все равно «снесет». «Умеренное совершенство,- замечает Толстой,- теряет силу воз­ действия на души людей» [29]. Поэтому учение Христа только тогда 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=