ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

вянского общества «Славия» Славянскому съезду в Софии, в котором Герцен назван панславистом-социалистом и где приведены цитаты из со­ чинений Герцена. На страницах своих «Яснополянских записок» того же дня Душан Петрович записал: «Я спросил, можно ли назвать его (Герцена.- С. К.) социалистом. Л. Н.: Да. - А панславистом? Л. Н.: Почему нет? так как меня. - Герцен боролся со славянофилами. Л. И.: Славянофилы связали свои идеи с государством. Россия долж­ на стать первой во главе государств. Нынешние панслависты стремятся к единению родственных народов, а не к подчинению чужих (по крайней мере, хоть этого не имеют, поэтому они лучше). Впрочем,, к единению не всех славянских народов, некоторые поляков исключают. - Они сами исключают себя». Значит, Толстой, как идеальный анархист, отрицающий государст­ во, был «панславистом» не в смысле создания единого славянского го­ сударства и, тем более, не в смысле панрусизма, а, наоборот, был он «панславистом» в смысле единения славянских народов в духе сла­ вянской взаимности, или, как он выражался, на основе «единого рели­ гиозного единения». Вот почему сторонники неославизма во всех славянских странах встретили «панславизм» Толстого в штыки. Один из организаторов Со­ фийского съезда Аугустин Сейферт, чех по национальности, секретарь Чешского национального комитета, прочитав письмо Толстого к Софий­ скому съезду, от имени чешских неославистов в письме к Толстому от 9 июля 1910 г. [20] написал: «Как, несомненно, и другие славяне, бу­ дет чешский народ с искренней радостью приветствовать, если после столь богатого духовного развития своего изволите чувствовать себя, мас­ тер, и при своем общечеловеческом идеализме все же славянином». Кате­ горически, однако, Сейферт отвергал предположение Толстого, что со временем движение неославизма потеряет свой оборонительный харак­ тер и будет служить подавлению и эксплуатации. Он подчеркивал, что сторонники неославизма остались верны идеалам равенства и любви. Последующая история чешского и словацкого народов в одном чехословацком государстве вполне подтвердила опасения Толстого. Идея единого чехословацкого народа, исходящая из принципа, что са­ мостоятельного словацкого народа нет и словаки являются только со­ ставной частью чешского народа, осложняла сожительство двух народов в одном государстве и спустя десятилетия послужила поводом к лик­ 183

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=