ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

собою разумеется не допущу. Правда глаза колет. Нам, славянам, столь склонным к политике и к западной культуре, той правды нужно». На этом месте нелишне добавить, что первоначальная запись письма Маковиц­ кого под диктовку Толстого (19 июля), машинопись письма Толстого от 20 июля, как и отдельная бумага с записью Маковицкого, находятся теперь в бумагах автора настоящей статьи. «Несомненно, что соединенные люди сильнее разъединенных,- сказано в письме - Семья сильнее отдельного человека. Шайка грабителей сильнее, чем каждый порознь. Община сильнее отдельных личностей. Соединенное патриотизмом государство сильнее разрозненных народ­ ностей. Но дело в том, что преимущество соединенных людей против разъединенных и неизбежное последствие этого преимущества - по­ рабощение или хотя бы эксплуатация разъединенных естественно вы­ зывает в разъединенных желание соединиться для того, чтобы сначала противодействовать насилию, а потом и совершать его. Славянским на­ родностям естественно, испытывая на себе зло соединения австрийского, русского, германского, турецкого государства, желать, для противодейст­ вия этому злу, сложиться в свое соединение, но новое соединение это, если только состоится, неизбежно будет вовлечено точно в такую же деятельность не только борьбы с другими соединениями, но и в подавле­ ние и эксплуатацию более слабых соединений и отдельных личностей». В самом конце письма Толстой опять же высказал мысль о том, что народы «именно славянского племени» прежде всех других примут его идею «всеобщего религиозного единения». В день оформления письма присутствующий в Ясной Поляне А. С. Бутурлин сказал, что эти последние слова соответствуют тому, что говорил Герцен. Он также утверждал, что его идеалы осуществят сперва славяне. Толстой же как-то неохотно, как будто он чувствовал себя не­ ловко, ответил, что он это не так понимает, а говорит это только из вежливости [19]. Но мы уже знаем, что это не совсем так. Та же мысль появилась ведь и в ответе Толстого А. Моравцу (1908), и в «Ответе польской женщине» (1909), и теперь, в третий раз. Единственно можно было бы сказать, что Толстой написал эти слова в угоду Душану Петро­ вичу, который действительно во всех трех случаях принимал непосредст­ венное участие при составлении ответов, но и в этом отношении было бы такое утверждение не совсем оправданно. Вернее всего можно было бы только сказать, что сам Толстой находился в русле славянского движе­ ния и не была ему чужда идея славянской взаимности. Это подтверждает сам Толстой. Еще накануне Софийского съезда. 26 июня, Маковицкий показал Толстому адрес московского Всесла­ 182

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=