ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
осуществления: они хотят делать как лучше, а поучается как хуже: «благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (Овидий). Пытаясь определить источник ложного представления. Толстой приходит к выводу, что аргумент «неисполнимости» заповеди непро тивления зиждется на догмате первородного греха и искупления. При чем догмат этот, по пониманию Толстого, насаждается не только религией, но и современной философией и наукой: «Учение Христа в смысле улучшения жизни людей своими разумными силами неиспол нимо потому, что Адам пал и мир лежит во зле - говорит религия. Учение это неисполнимо потому, что жизнь человеческая совершается по известным, независимым от воли человека законам - говорит наша фило софия. Философия и вся наука говорят совершенно то же, что говорит ре лигия догматов первородного греха и искупления» [24]. Сходство «религиозных» и «научных» доводов о «неисполнимос ти» заповеди непротивления хорошо видно, например, в критических заметках П. Б. Струве по поводу статьи Толстого «Неизбежный перево рот». Пытаясь ответить на вопрос, почему учение о непротивлении не осуществимо и люди не могут устроить свою жизнь на началах разума и любви, Струве приходит к выводу, что причина этого не в том, что они злы или грешны (Струве старается избегать, как он сам говорит, нравственно-религиозных оценок), а в том, что они слабы. «Пусть они не «злы» и не «виноваты», но они несомненно слабы» [25]. Исходя из этого, Струве формулирует основной вопрос непро тивления: «Как сделаться людям достаточно сильными для любви, ис ключающей насилие?» [26]. Очевидно, что довод «первородного греха» заменяется здесь до водом несвободы человека перед необходимыми законами жизни. Ибо что есть слабость, как не признание зависимости человека от объектив ных сил бытия? Самой логикой опровержения аргумента «неисполнимости» уче ния Толстой подведен к вопросу о свободе как условии и предпосылке воплощения истины непротивления в жизни. Толстовское понимание сущности человеческой свободы восходит к известным словам Христа из Евангелия от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас сво бодными». Свобода и есть возможность познания истины, возможность ее признания или непризнания, приятия или неприятия [27]. Таким образом, свобода, по Толстому, это свобода выбора ис тины. Это значит, что человек свободен не в совершении поступков, а в выборе причин поступков, т. е. тех истин, которые лежат в их осно ве. Отсюда следует, что свобода - это стремление руководствоваться 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=