ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

осуществления: они хотят делать как лучше, а поучается как хуже: «благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь» (Овидий). Пытаясь определить источник ложного представления. Толстой приходит к выводу, что аргумент «неисполнимости» заповеди непро­ тивления зиждется на догмате первородного греха и искупления. При­ чем догмат этот, по пониманию Толстого, насаждается не только религией, но и современной философией и наукой: «Учение Христа в смысле улучшения жизни людей своими разумными силами неиспол­ нимо потому, что Адам пал и мир лежит во зле - говорит религия. Учение это неисполнимо потому, что жизнь человеческая совершается по известным, независимым от воли человека законам - говорит наша фило­ софия. Философия и вся наука говорят совершенно то же, что говорит ре­ лигия догматов первородного греха и искупления» [24]. Сходство «религиозных» и «научных» доводов о «неисполнимос­ ти» заповеди непротивления хорошо видно, например, в критических заметках П. Б. Струве по поводу статьи Толстого «Неизбежный перево­ рот». Пытаясь ответить на вопрос, почему учение о непротивлении не­ осуществимо и люди не могут устроить свою жизнь на началах разума и любви, Струве приходит к выводу, что причина этого не в том, что они злы или грешны (Струве старается избегать, как он сам говорит, нравственно-религиозных оценок), а в том, что они слабы. «Пусть они не «злы» и не «виноваты», но они несомненно слабы» [25]. Исходя из этого, Струве формулирует основной вопрос непро­ тивления: «Как сделаться людям достаточно сильными для любви, ис­ ключающей насилие?» [26]. Очевидно, что довод «первородного греха» заменяется здесь до­ водом несвободы человека перед необходимыми законами жизни. Ибо что есть слабость, как не признание зависимости человека от объектив­ ных сил бытия? Самой логикой опровержения аргумента «неисполнимости» уче­ ния Толстой подведен к вопросу о свободе как условии и предпосылке воплощения истины непротивления в жизни. Толстовское понимание сущности человеческой свободы восходит к известным словам Христа из Евангелия от Иоанна: «Познаете истину, и истина сделает вас сво­ бодными». Свобода и есть возможность познания истины, возможность ее признания или непризнания, приятия или неприятия [27]. Таким образом, свобода, по Толстому, это свобода выбора ис­ тины. Это значит, что человек свободен не в совершении поступков, а в выборе причин поступков, т. е. тех истин, которые лежат в их осно­ ве. Отсюда следует, что свобода - это стремление руководствоваться 18

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=