ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
3) какие учреждения и какие предприятия славянам больше выгодны, должны бы организоваться; 4) верит ли Л. Н. в большое славянское госу дарство будущего (как Бьернсон). Лев Николаевич дает вам на это следующие ответы: 1. Все люди, христиане, соединены, не только славяне со славяна ми. Все люди братья. Разделение на народности только вредит. Л. Н. ему не сочувствует. 2. Первый ответ включает ответ на этот вопрос. 3. Для всех людей есть одно учреждение - религиозное. Содейство вать единению может только религиозное понимание, а не политическое соединение. Разрешает все вопросы соответствующее времени религи озное понимание жизни. И одно, чего Л. Н. не хочет сказать, но во Что он верит, чего желает и что ему кажется,- это то, что для установления этого общего всем религиозного понимания склоннее всего славяне. Но для того, чтобы эго осуществилось, необходимо соблюсти первое и главное условие, именно то, чтобы не заботиться об укреплении сла вянских государств или, что еще хуже, об общем славянском государст ве. Единственное средство освобождения славянских народностей от того порабощения, в котором они находятся, есть христианское от ношение к вопросу о государстве, т. е. отрицание его. 4. Это было бы новое зло, которого, слава Богу, еще нет. Д. П. Маковицкий» [15]. В связи с этим письмом не нужно как-то по-особенному концент рировать внимание на точке зрения Толстого. Она ясна. Подвластные славянские народы не должны стремиться к созданию независимых го сударств, а только к самосохранению и развитию своей идентичности ненасильственными и неполитическими методами, неучастием в госу дарственном управлении, отказом от военной службы, от уплаты пода тей и т. п. Славянские народы не должны также стремиться к созданию единого государства, В этих принципах несомненно положительно то, что они применимы и к уже существующим государствам и государст венным соединениям в пространстве и времени, независимо от того, находятся ли они на Востоке или на Западе. Недопустимо, чтобы государ ства и государственные соединения не существовали только у славян, а на их западных рубежах они продолжали бы существовать. Проблема имеет свою силу и в наши дни. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=