ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

3) какие учреждения и какие предприятия славянам больше выгодны, должны бы организоваться; 4) верит ли Л. Н. в большое славянское госу­ дарство будущего (как Бьернсон). Лев Николаевич дает вам на это следующие ответы: 1. Все люди, христиане, соединены, не только славяне со славяна­ ми. Все люди братья. Разделение на народности только вредит. Л. Н. ему не сочувствует. 2. Первый ответ включает ответ на этот вопрос. 3. Для всех людей есть одно учреждение - религиозное. Содейство­ вать единению может только религиозное понимание, а не политическое соединение. Разрешает все вопросы соответствующее времени религи­ озное понимание жизни. И одно, чего Л. Н. не хочет сказать, но во Что он верит, чего желает и что ему кажется,- это то, что для установления этого общего всем религиозного понимания склоннее всего славяне. Но для того, чтобы эго осуществилось, необходимо соблюсти первое и главное условие, именно то, чтобы не заботиться об укреплении сла­ вянских государств или, что еще хуже, об общем славянском государст­ ве. Единственное средство освобождения славянских народностей от того порабощения, в котором они находятся, есть христианское от­ ношение к вопросу о государстве, т. е. отрицание его. 4. Это было бы новое зло, которого, слава Богу, еще нет. Д. П. Маковицкий» [15]. В связи с этим письмом не нужно как-то по-особенному концент­ рировать внимание на точке зрения Толстого. Она ясна. Подвластные славянские народы не должны стремиться к созданию независимых го­ сударств, а только к самосохранению и развитию своей идентичности ненасильственными и неполитическими методами, неучастием в госу­ дарственном управлении, отказом от военной службы, от уплаты пода­ тей и т. п. Славянские народы не должны также стремиться к созданию единого государства, В этих принципах несомненно положительно то, что они применимы и к уже существующим государствам и государст­ венным соединениям в пространстве и времени, независимо от того, находятся ли они на Востоке или на Западе. Недопустимо, чтобы государ­ ства и государственные соединения не существовали только у славян, а на их западных рубежах они продолжали бы существовать. Проблема имеет свою силу и в наши дни. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=