ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Маковицкий попал в Ясную Поляну в полночь с 18 на 19 декабря (по старому стилю) 1904 г. Спустя несколько дней, 5 января 1905 г., про сматривая иностранные письма к Льву Николаевичу, Душан Петрович в письме А. Инны из Ружодола (Чехия) нашел завещание видного чеш ского общественного деятеля Ф. Л. Ригера (1818-1903). Душан Петро вич прочел из него одно место, и Лев Николаевич вспомнил, что Ригер - чешский историк, Ф. Палацкий - русинский общественный деятель, А. И. Добрянский были на Славянском съезде в Москве в 1867 г. «Когда я думаю о славянах,—сказал Л. Н.,—то думаю, что им так же, как евреям, нужно отрешиться от исключительности. Их угнетают немцы, мадьяры, но им не надо отвечать на насилие насилием, а терпеть. Но это не значит, что им надо отказаться от своего богатого языка и переменить его на ка кой-нибудь немецкий...» [10]. Высказывание как будто напоминает предыдущие, но последнее предложение сигнализирует что-то новое. Это новое еще яснее выступает в разговоре от 4 февраля того же года. В тот день побывал в Ясной Поляне X. Н. Абрикосов и сказал, что он получил заграничный паспорт. «Поезжайте, серьезно, в славянские страны, сказал Л. Н ,- Лизонька (теща Абрикосова, племянница Л. Н.) будет против, а вы все-таки только туда поезжайте. Италия, Ривьера - все это избито. А тут новые места, сохранившийся народ, интересный. Я бы на вашем месте туда поехал. Я благодарен Душану Петровичу за все, но особенно за то, что он поучает нас о славянах. Нам, русским, за исключением отдельных лиц, славянофилов, для которых это специаль ное изучение, о славянах мало известно, и мы должны спрашивать, сколь ко их, где они живут и т. д. Все, что я знаю о них, это по краледворской рукописи, которая оказалась подложной. Но я так и думал с самого начала...» [11]. Отношение к западным и южным славянам у Толстого, таким образом, менялось. Одновременно настаивал Маковиикий и в вопросе, кто такие рус ские. Кроме западных и южных славян существуют также славяне вос точные: русские, украинцы и белорусы. Лев Николаевич 2 июня 1906 г. сказал, что получил брошюру Я. А. Бодуэна де Куртенэ и что тот рус ских не признает славянами. Маковицкий реагировал, что автор брошюры прав только отчасти. И на вопрос Толстого, кто тогда русские, Душан Петрович ответил, что они «обрусевшая чудь» и что такие названия, как Калуга, Тула, Кострома,- чудского (угро-финского) происхождения. «Это я не знал»,- ответил с удивлением Толстой. Еще в 1905 г. Душан Петрович писал о своем пребывании в Ясной Поляне к отцу в Словакию: «Не зря я здесь нахожусь. Не принимая во внимание, что присутствие здесь идет мне на пользу духовно, расширяет 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=