ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

^66774 Касаясь закона борьбы за существование, он, в частности, замечает, что переносить этот закон из области животной жизни в сферу обществен­ ной жизни существ, «одаренных свойствами разума и любви» [21], было бы умышленным искажением и навязыванием человеческой при­ роде не свойственных ее духовному развитию принципов жизни. Всем своим учением Толстой показывает, что человечество постепенно при­ ходит к пониманию закона своего духовного бытия, к разумному осознанию смысла жизни. В свете этого понимания нереальной и фантас­ тической выглядит как раз жизнь, устроенная по закону борьбы за су­ ществование, которая «проходила и теперь проходит для одних - в устройстве костров, кнутов, колесовании, плетей, пыток, каторг, висе­ лиц, расстрелов, одиночных заключений, острогов для женщин и детей; в устройстве побоищ десятками тысяч на войне, в устройстве периоди­ ческих революций и пугачевщин,- для других - в том, чтобы испол­ нять все эти ужасы, а для третьих - в том, чтобы избегать этих страданий и отплачивать за них» [22]. Такая жизнь, заключает Толстой, и есть «мечта», и «мечта самая дикая, ужасная, бред сумасшедшего, от которого стоит только раз проснуться, чтобы уже никогда не воз­ вращаться к этому страшному сновидению» [23]. Таким образом, отметая аргумент «утопичности» непротивления, Толстой противопоставляет «нереальную» (безумную) реальность наше­ го мира реальной «нереальности» жизни в соответствии с заповедями Христа, выражающими требования духовной эволюции человека. Третий аргумент заключается в том, что учение Христа признается прекрасным, но неисполнимым. В этом аргументе Толстой усматрива­ ет явное противоречие. Ведь если мы считаем нечто прекрасным, видим в этом благо жизни, то мы делаем все от нас зависящее, чтобы достичь этого блага. Человеку вообще свойственно делать то, что он считает лучшим, несмотря ни на какие трудности. При этом ради дости­ жения высшего блага, он способен жертвовать сиюминутным удоволь­ ствием своих потребностей. Поэтому говорить, что учение Христа прекрасно, но неисполнимо - очевидное недоразумение. Следует прямо признать, что либо это учение плохое и люди просто не стре­ мятся к его осуществлению, либо согласиться с тем, что оно в принци­ пе осуществимо. Однако причиной данного недоразумения, согласно Толстому, является не просто ошибка в рассуждении, а ложное представление, созданное религией и закрепленное наукой. Суть этого ложного пред­ ставления в том, что хотя христианское учение прекрасно и дает благо миру, но люди слишком слабы и дурны, чтобы добиться его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=