ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

шим моральным авторитетом, Толстого возмутила двуличная политика, когда обе противоборствующие стороны говорили о мире, а готовились к войне. Свое возмущение сформулировал он в пространной статье «Христианство и патриотизм» (1894 г.). По его мнению, «патриотизм был нужен для образования объединенных из разных народностей и защи­ щенных от варваров сильных государств», но как скоро христианское просвещение одинаково внутренне преобразило все эти государства, дав им одни и те же основы, «патриотизм стал уже не только не нужен», но «стал единственным препятствием для того единения между народами, к которому они готовы по своему христианскому сознанию» [3]. В той же статье автор - в справедливом возбуждении против поли­ тики двуличия - высказался также по отношению к южным и западным славянам. «Ведь точно так же, как и теперь, так и перед турецкой войной будто бы возгорелась вдруг внезапная любовь наших русских к каким-то братьям славянам, которых никто не знал в продолжение сотен лет, тогда как немцы, французы, англичане всегда были и продолжают быть нам несравненно ближе и роднее, чем какие-то черногорцы, сербы, болгары» - написал он [4]. Этими словами он лучше всего охарактеризовал уро­ вень представлений элиты русского народа о народах славянского мира. 2. Борьба западных и южных славян за Толстого. Душан Петрович Маковицкий Западные славяне, как правило, знакомились с новыми произве­ дениями его до этого времени не прямо, из России, а косвенно, через Анг­ лию, Францию, Германию и Австрию, где эти произведения впервые печатались. Сказано было уже, что после австро-венгерского уравнения представители славянских народов монархии Габсбургов поняли, что без разрушения этого государства достижение ими равноправия невоз­ можно. На этом фоне нарастали симпатии к России, к русской культуре, в том числе и к произведениям Толстого. Восьмидесятые - девяностые годы прошлого столетия и первое десятилетие нашего века - это ступени все возрастающего интереса к Толстому в Чехии, Словакии, Польше и других странах славянского мира. В глазах словаков, чехов и других славянских народов он выступает как символ великого Русского государ­ ства и всего славянства, которые призваны способствовать освобождению пока еще подвластных народов. «Раз уже дух славянский так сильно реагирует на Запад, то заря (для несвободного словацкого народа - С. К.) скоро забрезжится»,- сказал в 1885 году в статье «Толстой и чужбина» видный словацкий писатель и общественный деятель Светозар Гурбан- 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=