ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Чувство русского патриотизма не покинуло Толстого ни в дни новой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда русская армия ценой неиз­ меримых жертв принесла свободу Сербии, Черногории и Болгарии, хотя Австро-Венгрия и обновленная Германская империя сделали все от них зависящее, чтобы ослабить успех русской армии и самим извлечь для себя пользу. Как Толстой спустя годы вспоминал, он тогда, будучи уже авто­ ром романов «Война и мир» и «Анна Каренина», собирался уйти добро­ вольцем на войну. Но новая волна славянофильских симпатий к славянам его опять же не захватила. Здесь уместно напомнить, что в дни кровопролитных боев в Болга­ рии Ф. М. Достоевский написал пророческие слова: «...по внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому,- не будет у Рос­ сии, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, кле­ ветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобож­ денными!». И далее Достоевский добавил, что эти славянские народы после освобождения начнут свою новую жизнь, и начнут с того, что «вы­ просят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непремен­ но с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью...» [2]. В таком вйдении Достоевского сказано по отношению к западным и южным славянам много правды и неправды, поскольку оно написано односторонне, лишь с точки зрения России. Мы не собираемся это мне­ ние как-то подробнее разбирать, для нас достаточно поставить его рядом с теми взглядами по славянскому вопросу, которые вскоре будет фор­ мулировать Толстой. В конце 70-х и начале 80-х годов Толстой пережил мучительный нравственный кризис, который был отражением его усилий по осмыс­ лению перемен в обществе в пореформенной России. Это, конечно, не могло не сказаться на его отношении к славянскому вопросу вообще и к южным и западным славянам в частности. Как сторонник идеального анархизма и противник государства, стал он на путь отрицания патрио­ тизма. Заключение австро-германского союзного договора 1879 г. положи­ ло начало основанию Тройственного союза центральных держав во главе с Германской империей, с одной стороны, а заключение французско- русского союзного договора в 1893 г., с другой стороны, положило начало раскола Европы на две военно-политические группировки - Тройствен­ ный союз и Антанту. Как художника и оппонента государства с боль­ 168

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=