ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Конечно же, духовных и нравственных центров во времени и пространст­ ве больше, но каждый такой центр занимает всегда свое особое и неповто­ римое место. Да, при жизни Льва Николаевича стекались в Ясную Поляну духовные и нравственные ручьи со всех уголков России и всего мира. К Ясной Поляне устремлялись взоры почитателей и оппонентов Толс­ того, и одновременно оттуда исходили импульсы во все уголки мира. При жизни Толстого эти лучи ярко сияли, но после его кончины наступи­ ли времена, в условиях которых ясность этих лучей потухала. Великая русская революция, казалось, открыла новую эру в истории России и мира и духовное наследие Толстого оставила для истории. Оно было выхолоще­ но, а сам Толстой стал только великим художником. Вместо поддержания вечного огня его духовного и нравственного наследия специалисты-толс- товеды ориентировались большей частью на хранение рукописей и дру­ гих вещественных следов. Ставить, к примеру, такой вопрос, как «Лев Толстой и славянский мир», было немыслимо. Процесс реставрации общества, основанного на рыночных отноше­ ниях в России и странах бывшего социалистического содружества, под­ тверждает уроки истории - именно то, что революции приходят, а затем рано или поздно уходят. Реставрацией обновленное общество, с одной стороны, как будто возвращается назад, надвязывая над революцией пре­ рванную нить, а с другой - должно сохранять все положительные завое­ вания революции. Процессом реставрации кончилось гуситское движение XV века в Чехии, реставрацией кончились революции в Англии, Франции, Германии, и иначе не могло быть и в случае с Великой русской револю­ цией. Благодаря этому, как мне кажется, именно теперь опять оживает ду­ ховный и нравственный мир Толстого, который призван (я в этом убежден) содействовать Новому возвышению русской и мировой культуры. Да, тема «Лев Толстой и славянский мир» стала теперь жгуче актуальной, как и дру­ гие подобные темы. Жаль только, что они не поднимались раньше. 1. Как и большинству русских, Толстому было мало известно о славянах Великий художник и мыслитель Лев Толстой не раз признавал, что он, равным образом как и большинство русских его времени, о прошлом и настоящем народов славянского мира вообще и западных и южных славян в частности, об их взаимосвязи почти ничего не знает и даже сам, будучи русским, русский народ с понятием славянства не связывает. Он говорил, что изучению славян посвящают свою деятельность только славянофилы, к которым он сам себя не причисляет. По его мнению, 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=