ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
художественные произведения, религиозные сочинения Толстого еще более гениальны»- утверждает пастор епископальной церкви [31]. По его мнению, со времен «Исповеди» Св. Августина не появлялось еще тако го чудесного произведения, как «Исповедь» Толстого. Щедро цитируя трактат «В чем моя вера?», Ньютон говорит об оригинальной трактов ке Евангелий, данной Толстым в этом сочинении. «Это сильнее, чем то, что выходило из-под пера Карлайла или Раскина». - пишет Ньютон [32]. Что же касается «Крейцеровой сонаты», то он считает это ошибкой, которую Толстому «мы должны позволить», то есть, принимая рели гиозные сочинения Толстого, принимая его концепцию христианства, Ньютон не принимает его взгляда на брак, считая, что Толстой опустил ся до мерзостей Золя, написав «Крейцерову сонату». Толстой при встрече с Ньютоном обрушил на него град вопросов, проявив самый обостренный интерес к религиозным и социальным проблемам Америки. Он подробно интересовался вопросом о шейке- рах (являются ли они безвредной сектой?), о Генри Джордже (хорошо ли отзываются в Америке о его учении?). Наконец, он даже интересовал ся, не будет ли странным, если он вдруг решится посетить Америку. Толстой сказал Ньютону, что на одно письмо из Англии он получает десять - из Америки. Он говорил о своей любви к таким американским писателям, как Торо, Эмерсон, Паркер, Уиттиер. Как и в разговорах с другими американцами, Толстой предупреждал Ньютона об опаснос ти стремительного роста роскоши и богатства для американского наро да. Во время беседы на богословские темы говорил о необходимости возвращения к «христианству в букве», если «мы вообще хотим сделать Евангелие Христа силой» [33]. А вот что пишет сам Толстой о визите У. Ньютона: «[30 марта 1889 г.]: Ничего нового я, для себя, не сказал им и от них не услыха[л]. Заботится М-г Newton о соединении церкве[й] в практической] дея тельности. Это прекрасно. Но боюсь, что помимо истины христиан ской нигде не соединятся; а истина в жизни христианской], а жизнь христианская] в полном отречении от собственности, безопасности, следо- ватГельно] и всякого насилия - хоть декларация Гаррисона. Так я и говорил им» (50, 60). Вероятно, некоторые из своих книг Ньютон передал Толсто му при встрече, потому что уже 3 апреля 1889 г. он записывает в дневнике: «Читал Ньютон[а] о соединении церквей» (50, 61). В библиотеке есть книга религиозного писателя, толкователя Э. Сведенборга Генри Джеймса. 9 марта 1891 г. Толстой читает его книгу «Литературное наследие покойного Генри Джеймса» («The Literary' 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=