ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

художественные произведения, религиозные сочинения Толстого еще более гениальны»- утверждает пастор епископальной церкви [31]. По его мнению, со времен «Исповеди» Св. Августина не появлялось еще тако­ го чудесного произведения, как «Исповедь» Толстого. Щедро цитируя трактат «В чем моя вера?», Ньютон говорит об оригинальной трактов­ ке Евангелий, данной Толстым в этом сочинении. «Это сильнее, чем то, что выходило из-под пера Карлайла или Раскина». - пишет Ньютон [32]. Что же касается «Крейцеровой сонаты», то он считает это ошибкой, которую Толстому «мы должны позволить», то есть, принимая рели­ гиозные сочинения Толстого, принимая его концепцию христианства, Ньютон не принимает его взгляда на брак, считая, что Толстой опустил­ ся до мерзостей Золя, написав «Крейцерову сонату». Толстой при встрече с Ньютоном обрушил на него град вопросов, проявив самый обостренный интерес к религиозным и социальным проблемам Америки. Он подробно интересовался вопросом о шейке- рах (являются ли они безвредной сектой?), о Генри Джордже (хорошо ли отзываются в Америке о его учении?). Наконец, он даже интересовал­ ся, не будет ли странным, если он вдруг решится посетить Америку. Толстой сказал Ньютону, что на одно письмо из Англии он получает десять - из Америки. Он говорил о своей любви к таким американским писателям, как Торо, Эмерсон, Паркер, Уиттиер. Как и в разговорах с другими американцами, Толстой предупреждал Ньютона об опаснос­ ти стремительного роста роскоши и богатства для американского наро­ да. Во время беседы на богословские темы говорил о необходимости возвращения к «христианству в букве», если «мы вообще хотим сделать Евангелие Христа силой» [33]. А вот что пишет сам Толстой о визите У. Ньютона: «[30 марта 1889 г.]: Ничего нового я, для себя, не сказал им и от них не услыха[л]. Заботится М-г Newton о соединении церкве[й] в практической] дея­ тельности. Это прекрасно. Но боюсь, что помимо истины христиан­ ской нигде не соединятся; а истина в жизни христианской], а жизнь христианская] в полном отречении от собственности, безопасности, следо- ватГельно] и всякого насилия - хоть декларация Гаррисона. Так я и говорил им» (50, 60). Вероятно, некоторые из своих книг Ньютон передал Толсто­ му при встрече, потому что уже 3 апреля 1889 г. он записывает в дневнике: «Читал Ньютон[а] о соединении церквей» (50, 61). В библиотеке есть книга религиозного писателя, толкователя Э. Сведенборга Генри Джеймса. 9 марта 1891 г. Толстой читает его книгу «Литературное наследие покойного Генри Джеймса» («The Literary' 162

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=