ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

16 сентября 1890 г.: «Письмо сочувственное] из Америки» (51, 89); 30 октября 1890 г.: «Письма из Америки. Globe критика, Dole, и прекрас­ ное письмо от женщ[ины] редакт[ора] Alfa» (51, 98). Толстого радова­ ло такое оживленное сообщение с Америкой, в письме к Д. А. Хилкову от 3 августа 1890 г. он пишет: «Много я получаю писем и статей, —все больше из Америки, - показывающих то, что мы не одни, а что близко, при дверях, и сердце радуется» (65,135). В это же время Толстой получает книги о шейкерах, у него завязывается переписка с А. Холлистером, ис­ ториком этой секты. Одна из первых записей о чтении шейкерской ли­ тературы относится к 22 мая 1889 г.: «...читаю о шекерах» (50, 84). 16 февраля 1890 г. он читает статью Ф. У. Эванса, старейшины общины шейкеров, о столетии Американской республики. 18 марта 1891 г. Толстой заносит в дневник: «Читал «Autobiography ofa shaker. Много прекрасного» (52,21). Книга эта написана Эвансом и хранится в яснополянской библи­ отеке. Записи в дневнике: 29 сентября 1889 г.: « И еще письмо от шекера и брошюры их» (50, 149); 18 октября 1889 г.: «Написал и шекерам» (50, 158); 18 апреля 1890 г.: «Письмо хорошее от шекера Holis- ter’a» (51, 37); 2 августа 1890 г.: «Другое от шекера Holister: радование на послесловие, одобрение его и прекрасные рассуждения» (51, 70-71); 20 декабря 1890 г.: «Нынче опять от шекеров Holllister’a об апокалипсисе»; 25 декабря 1890 г.: «Письмаот шекеров хорошие» (51,115). А. Холлистер, с которым Толстой состоял в переписке, прислал ему книгу «Краткое изложение истории тысячелетней церкви...» («А Summary view of the Millennial Church or United society of believers...»). Эту и другие книги о шейкерах, отрицавших брак и веривших в исповедь грехов, в без­ брачие, общность имущества, обязательный труд и удаление от мира, Толстой читал в период работы над пятой законченной редакцией по­ вести «Крейцерова соната» (27, 571). Как отмечено в комментариях к тому 27, результатом знакомства с учением шейкеров, укрепившим Толстого в его воззрениях на брак и целомудрие, стало появление в ру­ кописи № 5 фразы: «-А вы знаете, я убедился, что шекеры правы. - Какие шекеры? - Шекеры, американская секта, проповедующая безбрачие, ут­ верждающая, что Христос был не женат и что Христа не может быть женатого» (27,572). Шейкеры, появившиеся иутвердившиеся как церковь в Америке в 1792 году, привлекали Толстого своим пацифизмом, непро­ тивлением злу, нравственностью физического труда. Николай Ферзен пишет в своей статье «Толстой и шэкеры»: «И Толстой и шэкеры были провидцы. Толстой был провидец с мечтой, единым видением, но без видений в мистическом смысле слова, он доверял только одному - силе своего разума» [26]. Толстой в письме кА. Холлистеру от 18 октября 1889 г. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=