ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

благодаря «Крейцеровой сонате», которая потрясла англоязычную пу­ блику, как землетрясение. ...Но девяносто девять из ста критиков увиде­ ли в повести только чувственность и порок. Они забыли, что Толстой в своем реализме погружается в грязь деградации, чтобы сорвать лотос истины и духовности», - пишет американская писательница [23]. Стокхэм полагает, что Толстой выступает против института брака как такового, освященного церковью, но сохраняющего неофициаль­ но полигамию и все пороки, не признающего на практике никаких нравственных ограничений. Стокхэм уверена, Толстой в своем отрица­ нии любви романтической, плотской признает христианскую любовь в самом высоком понимании этого слова. Разбираясь в сложном комплек­ се противоречивых взглядов русского писателя и мыслителя, Алиса Стокхэм с большим пониманием пишет: «То, что есть непоследователь­ ность в его теориях, это правда. Но это означает не что иное, как вехи его жизни. Толстой всегда обгоняет Толстого. А его потрясающая чест­ ность и искренность заставляют его провозглашать правду так, как он ее видит. Так что не надо удивляться, узнав, что провозглашенное им несколько лет назад совершенно противоположно тому, во что он верит сегодня» [24]. В заключение Стокхэм с уверенностью пишет: «Толстой был бы великим в любой стране. Даже в свободной Америке со своей проповедью правды он возвышается над всеми гигантами» [25]. Бесчисленное количество писем, статей, книг религиозного содер­ жания, которые Толстой начинает активно получать с конца 80-х годов из Америки, все больше и больше приводят его к мысли о написании статьи «О 1000 верах». Записи в дневнике: 25 ноября 1888 г.: «Century читал: траписты в Америке. Ведь каждый из этих 200 братий, пошед­ ший на молчание и труд, в 1000 раз больше философ, чем не говорю уже Гроты и Лесевичи, а Канты, Шопенгауэры и Cousin’bi!» (50, 5); 6 июня 1889г.:«Опять письма из Америки» (50,92); 19июня 1889 г.: «Из Америки о non-resistance очень интересное» (50,97); 19 августа 1889 г.: «Письма из Америки от сциентиста Дэвиса» (50,123); 3 октября 1889 г.: «встал очень рано, совсем не выспавши[сь]. 1). Универсалисты, 2). Унитарьянцы, 3). Квакеры нового толка с 36 года, 4). Большинство спиритуалистов. 5). Сведенборгиане, 6).Шекеры, 7). Зоариты, 8). Спиритуалисты, держа­ щиеся своих церквей, и наконец 9). Broadchurch. кот[орой] представи­ тель от Hebert Newton, все это одно и то же. Все это идет к practical Christianity, к всемирному братству и признак этого non-resistance» (50, 153). Запись говорит о серьезности намерения Толстого писать о ре­ лигиях Америки. Он классифицирует религиозные направления, нахо­ дит в них объединяющее начало - непротивление. Записи в дневнике: 158

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=