ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Толстой работал над этими главами после прочтения книги. Результатом поездки Алисы Стокхэм в Ясную Поляну стала ее книга «Толстой - человек мира» («Tolstoi : A Man of peace»), в которой она с восторгом пишет о своей первой встрече с Толстым, «простым, как ребенок, и вели ким, как лев» [19]. «Его энтузиазм, - заявляет американская писатель ница, - впечатляет каждого. Его теории, кажущиеся утопическими и нереальными, рождены не интеллектом, а скорее вдохновением чело века, осознавшего в своей душе дар пророка» [20]. Подчеркивая мысль Толстого о невозможности построения Царства Божия на земле путем противления силой, она говорит о том, что правильный путь противле ния злу - это абсолютный отказ противиться злу насилием. Стокхэм полностью солидарна с Толстым в том, что заповедь непротивления злу насилием может быть осуществлена не только отдельными людь ми, но целыми обществами, народами тогда, когда то, что сейчас назы вается правительством («государство, нация, собственность»), отомрет. «И действительно, - замечает Стокхэм, - для истинного христианина понятие «собственность» не имеет никакого значения» [21]. Размышляя о феномене Толстого, Стокхэм пишет: «Толстой, как и многие другие, приходит к осознанию, что человек создает свою защиту путем реализа ции внутренних сил. Не только оружием можно отразить опасность. На дежной защитой является то, что излучает человек, чистое пламя любви,- вот что поглощает ненависть, враждебность, раздор» [22]. По мнению Стокхэм, вера Толстого во всемогущество любви является щитом не только для него, она создает особую атмосферу вокруг его дома, семьи и всего, что попадает в орбиту его излучения. Рассказывая о духовном рождении Толстого, американская писательница привлека ет внимание читателей к таким его произведениям, как «Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера?». Подобно Толстому, она придает особую важность нравственному самосовершенствованию и духовному воз рождению личности. Алиса Стокхэм обращается к художественным сочинениям «Хозяин и работник», «Чем люди живы», «Где любовь - там и Бог», когда повествует о процессе формирования взглядов Толсто го, считая, что эти произведения являются иллюстрацией мировоззре ния Толстого, его глубочайшего философского осмысления жизни. Любопытно, что в отличие от И. Ф. Хэпгуд, У. У. Ньютона и некото рых других американских критиков, выступивших с резкой критикой повести «Крейцерова соната» и совершенно ее не принявших, Алиса Стокхэм пытается понять это произведение в свете социальных и рели гиозных убеждений Толстого, полностью принимая его сторону и аргу ментированно ее отстаивая. «Тысячи людей знают о Толстом только 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=