ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Толстой работал над этими главами после прочтения книги. Результатом поездки Алисы Стокхэм в Ясную Поляну стала ее книга «Толстой - человек мира» («Tolstoi : A Man of peace»), в которой она с восторгом пишет о своей первой встрече с Толстым, «простым, как ребенок, и вели­ ким, как лев» [19]. «Его энтузиазм, - заявляет американская писатель­ ница, - впечатляет каждого. Его теории, кажущиеся утопическими и нереальными, рождены не интеллектом, а скорее вдохновением чело­ века, осознавшего в своей душе дар пророка» [20]. Подчеркивая мысль Толстого о невозможности построения Царства Божия на земле путем противления силой, она говорит о том, что правильный путь противле­ ния злу - это абсолютный отказ противиться злу насилием. Стокхэм полностью солидарна с Толстым в том, что заповедь непротивления злу насилием может быть осуществлена не только отдельными людь­ ми, но целыми обществами, народами тогда, когда то, что сейчас назы­ вается правительством («государство, нация, собственность»), отомрет. «И действительно, - замечает Стокхэм, - для истинного христианина понятие «собственность» не имеет никакого значения» [21]. Размышляя о феномене Толстого, Стокхэм пишет: «Толстой, как и многие другие, приходит к осознанию, что человек создает свою защиту путем реализа­ ции внутренних сил. Не только оружием можно отразить опасность. На­ дежной защитой является то, что излучает человек, чистое пламя любви,- вот что поглощает ненависть, враждебность, раздор» [22]. По мнению Стокхэм, вера Толстого во всемогущество любви является щитом не только для него, она создает особую атмосферу вокруг его дома, семьи и всего, что попадает в орбиту его излучения. Рассказывая о духовном рождении Толстого, американская писательница привлека­ ет внимание читателей к таким его произведениям, как «Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера?». Подобно Толстому, она придает особую важность нравственному самосовершенствованию и духовному воз­ рождению личности. Алиса Стокхэм обращается к художественным сочинениям «Хозяин и работник», «Чем люди живы», «Где любовь - там и Бог», когда повествует о процессе формирования взглядов Толсто­ го, считая, что эти произведения являются иллюстрацией мировоззре­ ния Толстого, его глубочайшего философского осмысления жизни. Любопытно, что в отличие от И. Ф. Хэпгуд, У. У. Ньютона и некото­ рых других американских критиков, выступивших с резкой критикой повести «Крейцерова соната» и совершенно ее не принявших, Алиса Стокхэм пытается понять это произведение в свете социальных и рели­ гиозных убеждений Толстого, полностью принимая его сторону и аргу­ ментированно ее отстаивая. «Тысячи людей знают о Толстом только 157

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=