ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Но если в 1850-е годы в дневнике и черновых вариантах произ­ ведений чаще всего речь идет о «франклиновском журнале», или табли­ це, то в 1870-е годы, на страницах «Анны Карениной» дважды появляется имя самого американского просветителя как отзвук на­ строений 1850-х годов и как знак грядущих духовных перемен. В мо­ мент высокого нравственного подъема Левина, момент определения цели, для «которой стоит жить и работать», когда личное и общее слива­ ются для него воедино, в его сознании возникает Франклин с таким же комплексом «недоверия себе» («Я уверен, что Франклин чувствовал себя так же ничтожным и так же не доверял себе, вспоминая себя всего» (18, 363)), которое у Толстого прочитывается как необходимость «доверия себе» и в котором так нуждаются и Левин, и автор романа. Нужна мораль­ ная величина, по которой можно проверить Себя, самоутвердившись. Стихийно возникает имя Франклина после рассуждений Левина о «ве­ личайшей революцию). А в рассуждениях Голенищева имя Франклина стоит в ряду «революционеров или мудрецов», таких как Сократ, Шар­ лотта Корде. Непосредственно «Автобиография» Франклина у Толсто­ го упоминается всего лишь раз в письме к В. Г. Черткову от 19-21 января 1887 г., когда Толстой пишет ему о том, что следует издавать в «Посред­ нике» «все знаменитые сочинения» иностранных писателей, «которые выдержали много изданий и, главное, переводов» (86, 128). И среди произведений Вольтера, Руссо, Бернардена де Сен-Пьера, Шиллера, Гольдсмита, Свифта и других писателей Толстой называет «Записки Франклина», имея в виду, конечно, «Автобиографию». «Автобиографии» Б. Франклина, по всей видимости, в яснополян­ ской библиотеке не было, в списках «старой библиотеки» (среди книг Н. С. Волконского, М. Н. и Н. И. Толстых) ни у С. Л. Толстого, ни у Н. Н. Гусева, ни у С. А. Толстой эта книга не значится, что еще раз подтверждает предположение о том, что с этим сочинением амери­ канского просветителя Толстой непосредственно знаком не был, но Дух этого произведения, которое является ярким образцом эпохи XVIII столетия, корреспондирующийся с духом сочинений Руссо, Вольтера, стал для Толстого вдохновляющим стимулом, парадигмой самосовершенствования. В последний год жизни Толстого в его библиотеке появилась книга Д- Фелса «Франклин и свобода...» (Fels, Joseph. Franklin and freedom / An address by Joseph Fels to the «Poor Richard» Club of Philadelphia. Jan. 6-th, 1910. -Cincinnati (O), 1910). Ее он получил, вероятно, отодного из своих американских единомышленников, возможно Болтона Холла. Мысли Франклина, которые приводит автор в главах «О войне и мире», 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=