ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

дня жить сообразно с целью, которую сам себе поставил. - Обдумаю завтра все хорошенько, теперь же принимаюсь опять за дневник с буду­ щим расписанием занятий и сокращенной Франклиновской таблицей. - Я полагаю, что это педантство, которое вредит мне; но недостаток не в том, а не стеснить размашистых движений души никакой табли­ цей нельзя. Ежели таблица эта могла подействовать на меня, то только полезно, укрепляя характер и приучая к деятельности; поэтому продол­ жаю тот же порядок» (46, 86). По этой записи можно судить о весьма благотворном воздействии системы Франклина на молодого Толстого. В варианте 7 рассказа «Записки маркера», над которым Толстой работа­ ет в 1853 году и который в известной степени автобиографичен, он заставляет своего героя самосовершенствоваться по Франклину: «Я про­ бовал снова вести Франклиновский журнал пороков и каждый вечер рассматривать свои поступки и объяснять себе причины тех, которые были дурны» (3,283). В июле 1855 года «франклиновский журнал» появ­ ляется в плане «Юности», в перечне тем (2, 297). Следующая запись в дневнике о ведении журнала относится к 19 января 1854 г.: «Франкли­ новский журнал - другое дело. Выписывать главные пороки и старать­ ся избегать их. И писать мысли. - Стало быть, в моем образе занятий только та перемена, что заменяется только тетрадка правил тетрадкой франклиновской» (46, 230). О возобновлении журнала Толстой пишет 19 мая 1855 г.: «Неужели я не могу приучить себя к деятельности и порядку? Испытываю себя в последний раз. Ежели снова я впаду в рав­ нодушие, беспечность и лень - я соглашусь с тем, что я могу работать урывками, и не буду пытаться. Теперь же возобновляю франклиновский журнал» (47, 43). Через месяц, 11 июня 1855 г., он с некоторой горечью пишет: «Смешно, 15-ти лет начавши писать правила, около 30 все еще делать их, не поверив и не последовав ни одному, а все почему [-то] верится и хочется. Правила должны б[ыть] моральные и практические. Вот практическое, без которого не может быть счастья, умеренность и приобретение» (47,45). Вторая часть определенно звучит в духе рацио­ нального Франклина. Ничто из записей 1851-1855 годов не говорит о прочтении Толстым «Автобиографии» Франклина, но сама идея само­ совершенствования по системе Франклина, почерпнутая, возможно, из романа Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских» или из разговоров с Бегичевыми, то есть навеянная Толстому самим, по определению Б. М. Эйхенбаума, ссылавшегося на Д. Д. Ахшарумова, «духом време­ ни» [8], проникает настолько глубоко в сознание юного Толстого, что к Франклину', к совершенствованию по Франклину обращается вновь и вновь не только сам Толстой, но и герои его произведений. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=