ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

В этих мыслях мы имеем зачатки новой жизненной культуры. Восходящий путь развития намечается в них. Лев Толстой видит воз­ можность нового расцвета жизни в народе, который еще чужд куль­ турным формам Запада - в народе европейского Востока, в славянах. Он провидит будущее. Его критика относится ко всей земной эволю­ ции, которая дает указание на переход форм и на новую чреватую жиз­ нью зарю человечества. Нужно быть плохим теософом, чтобы не понять такое явление, как Лев Толстой. Теософ должен превратить содержание древней мудрости в свое собственное содержание, ибо древняя мудрость показывает нам, как в самых разнообразных превращениях снова и снова проявляется одна и та же единая жизнь. Древнее учение мудрости указывает и на то, что мы должны бу­ дить в себе внутреннюю жизнь, если хотим понимать жизнь окружающего нас мира. Древняя мудрость говорит и о том, что мы должны развиваться для будущего, что мы стоим у исходной точки новой мировой эры. Наши умственные завоевания достигли высшего торжества в куль­ турных формах современной Европы. Разум выдвигает преобладание формы во всех общественных построениях. Мы стоим на пороге новой эпохи, когда разуму надлежит повернуть по новому пути, который пове­ дет человека к перестройке внутренней жизни. В этом коренится и смысл главного положения теософического общества относительно всеобщего человеческого братства; оно стремит­ ся дать новую форму всей совокупной человеческой жизни. Наше время привело к рассудочной культуре. Следующая раса введет исполненную любви интеллектуальность. Там, где способности человека растворяются в хаосе форм, там теряется познание идеальной жизни. Лев Толстой в своей непосредственности высказывает нечто подобное, разбирая человеческую жизнь. «Но личность не содержит в себе разумного сознания. Личность есть свойство животного и животной части человека. Разумное созна­ ние принадлежит одному человеку». Только тогда, когда человек становится безличным, когда внелич- ная жизнь начинает действовать в нем, тогда он переходит даже среди развивающейся внешней общественности из культуры форм к культуре жизни. Лишь тогда человек научается жить праведно, имея в виду буду­ щее, когда он отдает свои силы вечному, непреходящему. Культура мудрости, культура буддхи, должна заменить рассудочную культуру. Доказательство тому - те живые силы, которые проявляются в самой жизни. Мы должны признать их и верно понять. 138

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=