ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

на Западе снова и снова признаются, как беспомощно стоят они перед загадкой жизни. «Ignorabimus» Дюбуа Раймонда, агностицизм отчаялся понять жизнь, разобраться в смысле жизни. Лев Толстой нашел истинное начало для обоснования жизни. Он говорит в своем произведении «В чем смысл жизни» (гл. XII): «Ложное знание нашего времени принимает, что мы знаем то, чего не можем знать, и не знаем того, что мы можем знать... То, что несомненно извест­ но человеку - его разумное сознание, кажется ему непознаваемым, потому что оно не просто, а то, что несомненно непостижимо для него, безграничное и вечное вещество, - то и кажется ему познаваемым, потому что оно по отдалению своему от него кажется ему просто. Ведь это как раз наоборот». Наука Запада изучает безжизненную материю, чтобы познать жизнь. Она исследует только форму, в которой жизнь появляется. Тол­ стой говорит: «Мы должны жить лишь в себе, и тогда мы познаем жизнь». Жизнь есть ближайшее, в чем мы пребываем. Думающие, что вселенную можно понять, исходя из форм, совсем не понимают ее. Понять ее можно лишь тогда, когда постигнешь самую суть жизни. И для того чтобы верно понять форму, нужно признать, что она истекает из центра жизни. Далее мы находим в произведении Толстого «Жизнь» (гл. XIV) следующее: «Как бы ни были сильны и быстры движения человека в бреду, в сумасшествии или в агонии, в пьянстве, в порыве страсти даже, мы не признаем человека живым, не относимся к нему, как к живо­ му человеку, и признаем в нем только возможность жизни. Но как бы слаб и неподвижен ни был человек, если мы видим, что животная личность его подчинена разуму, то мы признаем его живым и так и относимся к нему». Толстой говорит в одном из своих рассуждений по поводу жизни, что внешняя форма приобретает лишь тогда для нас смысл, когда мы непосредственно схватываем самый разум, внутреннее, самое существен­ ное в жизни. Никогда нельзя проникнуть в истинную жизнь, исходя из познавания формы. Наоборот, исходя из жизни, мы можем получить верное понятие о форме. Толстой спрашивает себя: как можем мы превратить нашу чело­ веческую жизнь в истинную жизнь? Некоторые ставят вопрос: как прий­ ти к удовлетворению моей непосредственной жизни? Этот вопрос захватывает большую глубину, по мнению Толстого. На высшей ступе­ ни стоящий человек тот, которого заботит общее благо и который думает не только о своей собственной внешней жизни, но и о том, 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=