ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

все выливается во внешнюю форму, так же и в современной культуре жизнь выливается во внешнем строе. Понять это как безусловную необходимость должна теософия. Таким образом, мы имеем культуру форм в науке, культуру форм в натурализме и культуру форм в социологии. Теперь приблизилось время, когда необходим поворот человеческо­ го духа. Новая, многообещающая жизнь должна влиться в формы. В воззрениях Толстого на различные человеческие типы («Войне и мире», «Анне Карениной», солдатских рассказах, в кавказских очер­ ках и т. д.) мы находим совершенно другое основное настроение, дру­ гой основной тон, чем в натурализме Запада. Всюду ищет Толстой живую душу, упрощенные линии души. Их он рисует на всевозмож­ ных ступенях, в разнообразных формах жизни. Что такое жизнь? Вот основной вопрос произведений Толстого. Он находит возможным понимать жизнь там, где она, по-видимому, переходит в смерть. Каково должно быть отношение к жизни материалиста, который видит с тяже­ лым страхом как завершение каждой жизни явление смерти? И в своем воззрении на смерть Толстой ушел далеко вперед. В его рассказе «Смерть Ивана Ильича» художественно представ­ лено соответствие между внутреннею жизнью и выражением различных ее форм. Он изображает человека тяжело больного. Он изображает, как Иван Ильич в телесном находит выражение душевного, как душа приво­ дит тело к болезни, когда сама она уже больна. Он испытывает согла­ сие между жизнью и формой, и это выступает в художественном изображении. Иван Ильич понимает смерть как излияние собственной сущности в небытие. Он чувствует переход одной формы жизни в дру­ гую. Он теряет связь с миром. С этим чувством он засыпает и перехо­ дит в новое бытие. Лев Толстой - истинный искатель жизни, вопроситель загадки жизни в меняющихся разнообразных формах. И не могло быть иначе: загадка жизни должна быть сосредоточением всего его мировоззре­ ния. Всюду он ищет охватить смысл жизни. Везде, где он выступает, он является провозвестником новой эпохи жизни. Во всей его полемике и критике западной культуры мы видим, что он представитель новой жизненной культуры. Он не в состоянии примириться с перезрелой культурой Запада. Науку, религию, искус­ ство, экономически-социальные формы Запада - все критикует он. Во всем ищет он уловить самую жизнь, и жизнь ставит он всегда вперед. Вся наука Запада построена на исследовании формы. Послед­ няя стоит везде на первом плане. Припомним, как все исследователи 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=