ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

животных и растений, борьбу за существование. Он утверждает, что жизнь растений и животных проявляется в самых разнообразных и ме­ няющихся формах, но что, по его убеждению, изначально существовали формы, в которые Творец вдохнул жизнь. Все его учение направлено на внешний вид, на форму, но самую жизнь он при этом не объясняет, на жизнь его внимание не устремлено. Посмотрим на наше столетие в области искусства. Самое выдающее­ ся явление в этой области - натурализм. Боевым лозунгом «Натура­ лизм» характеризуется наше время. Золя является представителем этого направления. Золя описывает различные уклонения человеческой жизни. Натуралисты устремляют взор на то, что выражают собой внеш­ ние формы человеческого бытия. Современная социология имеет дело с внешним устроением жизни. Материализм не занят отдельными экономическими формами жизни с последствиями общественного строения. Постоянно приходит­ ся слышать от социологов такие речи: «Нам нет дела до этики, до нравст­ венности! Поставьте человека в лучшее положение, и он сам изменит свою жизнь». В марксизме ясно выразилось, что для неимущих классов экономические условия жизни являются руководящим началом. При этом все устремлено на внешний быт. Если мы посмотрим на величайшего писателя нашего времени - Генриха Ибсена, -то мы увидим, что его взор постоянно устремлен на формы человеческого бытия, что проявление жизни в формах приво­ дит его положительно в отчаяние. Он показывает, как современная жизнь, закованная в формы, вызывает постоянные противоречия и как сама жизнь погибает под ярмом всех существующих жизненных форм. В поэме «Когда проснутся мертвые» Ибсен стремится представить, как со временем человеческому взору предстанет жизнь за всеми этими окаменевшими формами. В этом заключается идея ибсенских драм. Он рассматривает культуру форм Запада; его взор устремлен лишь на внешнюю форму жизни. Наша 5-я, арийская, человеческая раса прошла через исполненную духа жизнь староведантской культуры к воззрению, что вся природа одарена душой. У древних греков даже философы мыслят весь мир, всю вселенную одушевленною, но понять отдельную душу они еще не в состоянии. Кто, знакомясь с воззрениями средних веков, изучает фи­ лософию Джордано Бруно, тот убеждается, что его понятия вращались вокруг мировой жизни. В позднейшие времена жизнь в понятии людей теряется все более в сложности внешних форм. Но это явление не более как необходимая ступень развития. Подобно тому как у растения 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=