ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

самоутверждающегося философа в большинстве случаев затемнено при­ сущим этому философу стремлением обожить себя тем воображаемым светом, который он ищет в себе самом. Поэтому-то истинного Божествен­ ного Света в таких философских религиях и нет; нет там и света смирения и любви христианской. Примечания 1. Текст печатается по рукописи автора, хранящейся в ГАТО, ф. 113, on. 1, ед. хр. 8. Часть рукописи представляет собой вклеенные в написанный от руки текст гранки «Послесловия» к 3-му изданию «Сверхсознания». См.: Лодыженский М. В. Сверхсознание. Пг., 1915. С. 365 и след. Статья, очевидно, создавалась с расчетом на ее пуб­ личное чтение, о чем свидетельствует отсутствие в тексте библио­ графических сносок. Мы постарались по возможности восстановить библиографические данные в примечаниях. О необходимости выступления с докладом в религиозном собра­ нии Лодыженскому писали его единомышленники: М. Новоселов, К. Мансуров, А. Бурнакин, Л. Тихомиров и др. Данная статья и яви­ лась своего рода откликом на их просьбы - основой доклада, который Лодыженский прочел 28 декабря 1915 года на религиозном собрании в доме Е. Г. Шварц в Петрограде. Позднее доклад был напечатан отдельной брошюрой под несколь­ ко измененным названием. См.: Лодыженский М. В. Враги христианст­ ва. Пг., 1916. В сравнении с опубликованным докладом статья написана в сжатой, тезисной форме. 2. Аткинсон В. У. (Псевд.: йог Рамачарака). Раджа-йога: Учение йогов о психическом мире человека. Спб., 1914. С. 229. 3. См.: Сутры Патанджали // Вестник теософии. СПб., 1911. № 11. С. 29. 4. См.: Деян. IX, 3 и след. 5. Речь идет о следующей заметке «Из дневника теософа», написан­ ной председателем Российского теософского общества А. Каменской (Alba): «Передо мною лежит газета с отчетом о лекции профессора-свя­ щенника М. И. Чельцова о теософии, и не могу не надивиться опреде­ лениям и выводам лектора, который не хочет видеть в теософии религиозной философии. Он видит в ней религию, потом)' что теософия выдвигает известные верования и имеет свои этические учения. (Этичес­ кие положения теософии сводятся, как известно, к учению о любви и свободной жертве, т. е. к учению Христа.) Кроме того, лектор намекает 131

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=