ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Между тем позиция йога, сознающего свою божественность и ищущего Бога в себе, есть позиция шаткая, имеющая уклон не толь­ ко к горделивым иллюзиям, но даже и к «прелести дьявольской», о коей постоянно говорили христианские подвижники. В свою божествен­ ность могут веровать и сатанисты, которых немало на родине Раджа Йоги в Индии, которые есть и у нас, на Западе. Если же эти единения: единения йога с своим высшим вну­ тренним «я» и единение христианина с Надмирною Божественною силою, дающею человеку спасение, по существу своему столь различ­ ны, если эти сверхсознания не совместимы друг с другом, то человеку, ищущему Бога, предстоит выбор между двумя путями, ведущими к этим сверхсознаниям. * * * Резюмируя все вышеизложенное, мы приходим к тому заключе­ нию, что сознательный теософ, верующий в путь искания Бога в себе, или проповедник йоги, понимающий единение с Богом как слияние со своим божественным «я», по существу своих верований являются ангихристианами, ибо христиане признают единосущным Богу лишь одного Иисуса Христа; свое же приближение к Божеству и Богоупо- добление считают возможным лишь по благодати и воле - по благо­ дати не каких-либо «аватаров», как бы они себя ни прославляли, а по благодати единого Бога - воплотившегося на земле Иисуса. Поэтому те христиане, которые пытаются свести воедино принципы теософии и христианства, совместить в себе эти неосуществимые верования, жестоко заблуждаются. Что же касается других религий, о которых так много говорят йогисты, созданных хотя бы такими учителями человечества, как Рама, Кришна, Будда, Зороастр и другие, то эти религии суть религии чело­ веческого творчества, или это суть религии различных философских ис­ каний, таких как, например, искания стоиков, неоплатоников, похожие на нынешние искания современной нам теософии, додумавшейся со­ гласно с йогизмом до заманчивой идеи обожения человека по самой его природе, сокрывающей в себе высшее человеческое «я», единосущ­ ное будто бы с Богом. Все эти религии возникали на земле и исчезали, возникают и исче­ зают под тяжестью человеческих заблуждений. Искания же философские, подобные исканиям неоплатоников, характеризуют лишь инстин­ ктивные стремления развитого Богоискателя к Высшему началу всего мира, стремления его к Свету Божества. Но Богоискательство такого 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=