ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Между тем позиция йога, сознающего свою божественность и ищущего Бога в себе, есть позиция шаткая, имеющая уклон не толь ко к горделивым иллюзиям, но даже и к «прелести дьявольской», о коей постоянно говорили христианские подвижники. В свою божествен ность могут веровать и сатанисты, которых немало на родине Раджа Йоги в Индии, которые есть и у нас, на Западе. Если же эти единения: единения йога с своим высшим вну тренним «я» и единение христианина с Надмирною Божественною силою, дающею человеку спасение, по существу своему столь различ ны, если эти сверхсознания не совместимы друг с другом, то человеку, ищущему Бога, предстоит выбор между двумя путями, ведущими к этим сверхсознаниям. * * * Резюмируя все вышеизложенное, мы приходим к тому заключе нию, что сознательный теософ, верующий в путь искания Бога в себе, или проповедник йоги, понимающий единение с Богом как слияние со своим божественным «я», по существу своих верований являются ангихристианами, ибо христиане признают единосущным Богу лишь одного Иисуса Христа; свое же приближение к Божеству и Богоупо- добление считают возможным лишь по благодати и воле - по благо дати не каких-либо «аватаров», как бы они себя ни прославляли, а по благодати единого Бога - воплотившегося на земле Иисуса. Поэтому те христиане, которые пытаются свести воедино принципы теософии и христианства, совместить в себе эти неосуществимые верования, жестоко заблуждаются. Что же касается других религий, о которых так много говорят йогисты, созданных хотя бы такими учителями человечества, как Рама, Кришна, Будда, Зороастр и другие, то эти религии суть религии чело веческого творчества, или это суть религии различных философских ис каний, таких как, например, искания стоиков, неоплатоников, похожие на нынешние искания современной нам теософии, додумавшейся со гласно с йогизмом до заманчивой идеи обожения человека по самой его природе, сокрывающей в себе высшее человеческое «я», единосущ ное будто бы с Богом. Все эти религии возникали на земле и исчезали, возникают и исче зают под тяжестью человеческих заблуждений. Искания же философские, подобные исканиям неоплатоников, характеризуют лишь инстин ктивные стремления развитого Богоискателя к Высшему началу всего мира, стремления его к Свету Божества. Но Богоискательство такого 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=