ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
убедительные контраргументы в пользу собственной точки зрения. При этом он понимал, что полемизировать со своими противниками с позиции аргументов жизни и любви бессмысленно, поскольку во прос стоит в плоскости общественного мнения, обыденного сознания, здравого смысла, богословских и философско-этических доводов, и ссы латься в этом случае на жизненный опыт и убеждения сердца было бы некорректно. Вместе с тем обращение к аргументам разума диктовалось и не которыми особенностями самого учения Толстого, и прежде всего его пониманием заповеди непротивления как идеала и правила жизни одно временно. В качестве правила жизни заповедь непротивления должна иметь жизненную проверку. Аргументы разума кажутся здесь весьма условными и формальными. Но как идеал, приближение к которому бесконечно, истина непротивления может быть постигнута только раз умом. При этом потребность в рационально-логическом обосновании непротивления определяется уяснением и предвидением возможных последствий приложения учения к жизни, которые не могут быть даны непосредственно в человеческом опыте. В этой неизбежной про гнозируемое™ развития ситуации, связанной с применением или не применением силы, и заключается причина обращения к аргументам разума. В этом смысле всякое серьезное обсуждение проблемы не противления неизбежно выливается в «логический диспут» о допусти мости и целесообразности принципа непротивления. Так логическая аргументация становится необходимой и весьма внушительной частью ученья о непротивлении. При этом главная про блема этой стороны учения о непротивлении в том, что здесь аргумен ты жизни незаметно подменяются аргументами разума. В данном случае легко стать на точку зрения понимания непротивления как идеа ла, оторвав само учение от жизненных корней, переведя его целиком на уровень «чистого разума». Истина непротивления при этом пере ходит в разряд метафизических идей, не имеющих своей опытной, жизненной проверки. Именно этого опасался Толстой, постоянно напоминая о жизнен ных и опытных источниках идеи непротивления, постоянно пытаясь со относить и соизмерять аргументы разума и аргументы жизни. Следует заметить, что аргументы Толстого и его оппонентов раз бросаны по самым разным источникам (трактатам, письмам, дневникам и т. д.) и приводятся в различных целях. До сих пор в литературе о Толстом отсутствует целостный систематический анализ всей сум мы этих аргументов. Одной из задач нашего исследования и является 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=