ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

убедительные контраргументы в пользу собственной точки зрения. При этом он понимал, что полемизировать со своими противниками с позиции аргументов жизни и любви бессмысленно, поскольку во­ прос стоит в плоскости общественного мнения, обыденного сознания, здравого смысла, богословских и философско-этических доводов, и ссы­ латься в этом случае на жизненный опыт и убеждения сердца было бы некорректно. Вместе с тем обращение к аргументам разума диктовалось и не­ которыми особенностями самого учения Толстого, и прежде всего его пониманием заповеди непротивления как идеала и правила жизни одно­ временно. В качестве правила жизни заповедь непротивления должна иметь жизненную проверку. Аргументы разума кажутся здесь весьма условными и формальными. Но как идеал, приближение к которому бесконечно, истина непротивления может быть постигнута только раз­ умом. При этом потребность в рационально-логическом обосновании непротивления определяется уяснением и предвидением возможных последствий приложения учения к жизни, которые не могут быть даны непосредственно в человеческом опыте. В этой неизбежной про­ гнозируемое™ развития ситуации, связанной с применением или не­ применением силы, и заключается причина обращения к аргументам разума. В этом смысле всякое серьезное обсуждение проблемы не­ противления неизбежно выливается в «логический диспут» о допусти­ мости и целесообразности принципа непротивления. Так логическая аргументация становится необходимой и весьма внушительной частью ученья о непротивлении. При этом главная про­ блема этой стороны учения о непротивлении в том, что здесь аргумен­ ты жизни незаметно подменяются аргументами разума. В данном случае легко стать на точку зрения понимания непротивления как идеа­ ла, оторвав само учение от жизненных корней, переведя его целиком на уровень «чистого разума». Истина непротивления при этом пере­ ходит в разряд метафизических идей, не имеющих своей опытной, жизненной проверки. Именно этого опасался Толстой, постоянно напоминая о жизнен­ ных и опытных источниках идеи непротивления, постоянно пытаясь со­ относить и соизмерять аргументы разума и аргументы жизни. Следует заметить, что аргументы Толстого и его оппонентов раз­ бросаны по самым разным источникам (трактатам, письмам, дневникам и т. д.) и приводятся в различных целях. До сих пор в литературе о Толстом отсутствует целостный систематический анализ всей сум­ мы этих аргументов. Одной из задач нашего исследования и является 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=