ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

и жизнь. Окружающие его не могли не чувствовать, что Он Бог. Наибо­ лее же всего заставляло преклоняться перед Ним людей то, что в лице Иисуса предстояло перед ними Божество в величайшем смирении че­ ловека. Когда один из его последователей назвал Его «Учитель Благий», Иисус, будучи Богом и в то же время человеком истинного и глубоко­ го смирения, отвечал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк. X, 18). Величие этого смирения и любви Божественной Иисуса Назарет­ ского христиане чувствуют своим сердцем, и чувствуют они, Кто в лице простого плотника снизошел в мир. И по христианскому верованию Иисус есть сам Господь, благодать коего спасает людей, стремящихся к Нему. Согласно с вышеприведенными основными христианскими веро­ ваниями, христианский путь, как видно из поучений христианских по­ движников, есть путь приближения человека к личному живому Богу в чувстве живой любви к Нему как к своему Творцу и Владыке, в чувст­ ве своего полного смирения. Только в этом смысле христианство пони­ мает венец этого пути - соединение jc, Богом по Его благодати, а не то единение с Богом по своей будто бы Божественности, по праву своего рождения, которое проповедуется йогистами, а не то «самадхи», кото­ рое достигается раджа-йогом путем ментальных упражнений верующе­ го в свои сипы праведника. Самадхи йогов и духовное сверхсознание христиан - это функ­ ции совершенно различные, исходящие из разных оснований. Экстати­ ческое чувство йога, сознающего свою Божественность, и религиозный экстаз христианина, сознающего свою греховность,- ощущения несоиз­ меримые, и мешать их друг с другом недопустимо. В основании йогиз­ ма лежит сознание своей Божественной силы, самоутверждающейся в достижении своей праведности, - получается горделивый правед­ ник, потемненный иллюзиями своего самовозношения. В основании христианского подвижничества лежит сознание своего несовершенства даже при самых высших проявлениях святости подвижника; лежит сознание своей недосягаемости до Божества без помощи благодати Бо- жией, - получается христианский святой, достигающий в своем смире­ нии действительного единения с действительною Божественною силою. Короче сказать, в основании йогизма лежат самоутверждение и гор­ дость, в основании христианства - смирение. Это смирение христиани­ на и вера его в благодать, не могущие существовать одно без другого, есть главная основа христианства, зиждущаяся на факте действитель­ ного воплощения Бога на земле, Бога, спасшего людей, - на факте ис­ ключительном и едином во всей мировой истории. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=