ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Христос был такой же аватар, как Кришна, как Будда и другие совершен­ ные проявления Божества на земле. Укажем на то, что означенные верования йогистов близки к тому пониманию Божества, которое мы находим у Л. Н. Толстого. По учению Толстого, Вселенский отвлеченный Бог как бы раздробился в отдель­ ных существах людей. «Для чего существо духовное и единое как бы разделилось само по себе?» - спрашивает Толстой и дает такой ответ: «Есть Высшая воля, цели которой доступны человеку» [15]. Засим, по Толстому, внушение людям, что истина познается через откровение, передаваемое Богом, есть обман веры. Это согласуется с тем, что гово­ рят йогисты, а именно - что откровение идет не из какого-либо источни­ ка свыше, а что это есть раскрытие «я» в самом человеке. Всего вышеизложенного мы признаем достаточным, чтобы точно охарактеризовать то понимание Божества, которое мы видим у пропо­ ведников Раджа Йоги - писателей-индусов и писателей-теософов. * * * Совершенно иное отношение к Богу и к человеку мы видим у христиан. По религии христианской, Бог остается Богом, а человек - человеком; Единосущен Богу-Отцу лишь один Богочеловек Иисус Христос, Свет от Света Его, не сотворенный, но сам тот же Бог. По общему смыслу учения христианских подвижников, человеческая природа, взятая сама по себе, - самоутверждающаяся, удобоприемлюща для зла, склонна к гордости и самовозношению. Но она божественна и могущественна у христианских святых не сама по себе, а в единении с Господом Иисусом Христом по Его благодати, т. е. по сверхприрод- ному действию Божества на человека. По христианскому учению, человек через самоутверждающееся «я» в Спасителя мира не обращается, но может воспринимать благо­ дать, даруемую Господом Иисусом Христом, воскресшим во плоти из мертвых. «Кто духа Христа не имеет, тот и не Его», - пишет Апостол Павел. По точному смыслу слов Апостола: «...в том Дух Божий не живет» (Послание к Римлянам VIII, 9). «Я есть путь, истина и жизнь, - гово­ рит сам Господь Спаситель. - Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (от Иоанна XIV, 6). «Как ветвь не может приносить плода сама по себе, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. XV, 5). Простота и сила этих слов заключают в себя всю полноту христи­ анского учения, и поразительно то, что Иисус Христос это говорил не как какой-нибудь философ, подобный Будде, а как Господь, дающий свет 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=