ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

рит о молитве весьма коротко лишь для тех, кто верует в Бога. Он пропо­ ведует Раджа Йогу для неверующих в Божество, которые известными упражнениями могут раскрыть свое истинное «я». * * * Перейдем теперь к проповедникам Раджа Йоги - к теософским писателям. Те же религиозные основания, что и у йогов, лежат и в принци­ пах теософии. Президент теософского общества А. Безант утверждает, что «Высшее я» человека есть та самая сила, которая создала вселен­ ную; она - часть жизни Логоса и неотделима от него. Сила эта есть часть Божества: «Л есмь Оно»,- утверждает А. Безант [9]. Пусть человек раз­ мышляет о том, что в своей глубочайшей сущности он составляет единое с Отцом Всевышним, т. е. что он единосущен Отцу. Кроме того, та же А. Безант говорит, что человеческая раса имеет право на Божествен­ ность по своему рождению [10]. «Я есмь Он»,- говорит теософ Ледбитер [11]. «Учитель» в святи­ лище нашей души есть наше «Высшее я», Божественный Дух, - говорит Е. Блаватская [12]. Согласно с религиозным воззрением индусов, теософы веруют, что случаи совершенного проявления Бога на земле есть явление, повто­ ряющееся в так называемых «аватарах». Они признают, что появление на земле этих «аватаров», или «спасателей мира», совершалось много раз. По утверждению А. Безант, на землю уже нисходили девять аватар. Десятый должен появиться. Под этими аватарами они понимают таких учителей, как Будда, как Кришна, как Иисус Христос и др. [13]. Наконец, в одной статье известного ныне теософа С. Ждинарад- задаза мы имеем следующий тезис: посвятите себя исканию Учителя, и вы наверное найдете Его. А затем вы будете переходить от одной сту­ пени к другой, жизнь за жизнью, пока сами не станете помазанником Божьим, спасителем человечества [14]. Вообще же по изучению современной йогистской литературы как индусской, так и теософской, в особенности той, которая появи­ лась за последние пять лет, нельзя не прийти к заключению, что ос­ новное понимание Божества у проповедников Раджа Йоги - индусских йогов - и теософов тождественно. Главный принцип адептов Раджа Йоги тот, что Божественность присуща человеку по его природе и рожде­ нию, что истинное «я» человека единосущно Божеству, что путь йога к совершенству есть путь искания Бога в себе и, наконец, что Иисус

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=