ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1
Поэтому в виду ограниченности рамок нашей работы мы остановимся лишь на одной, самой существенной, стороне этих учений - на выяснении того, какое отношение человека к Богу проповедуют йоги и теософы, каков их взгляд на единение с Божеством, на достижение этой главной цели йогизма. Взгляды эти мы сопоставим с тем, как смотрит на отноше ние человека к Богу христианство- И вот когда эта параллель между йогизмом и христианством будет проведена, мы увидим, что йоги и теософы в основных принципах религии являются несомненными антихристианами. Вопреки заверению приведенной выше теософской статьи, что теософы - друзья христианской веры, мы увидим, что они, напротив, являются ее противниками. Все, что мы сейчас сообщим, основано на тезисах, высказанных самими йогами и теософами в их трактатах*. Скажем прежде всего о принципиальных основах по этому пред мету у йогистов. Начнем с тезисов самих йогов: индусов Рамачараки, Абенананды и Вивекананды, осветивших в своих трактатах достаточ но ясно свои религиозные верования. Эти индусские писатели-йоги говорят, что наше истинное «Я», эта самая суть человеческой души, божественно и единосущно с Богам. Они утверждают, что Божественное Существо, которое мы себе «в невежестве» представляем как бы отдельным от нас, совсем не нахо дится вдали от нас, не живет вне нас, но есть наше собственное «Я», заключенное внутри нас [6]. Ввиду этих положений йогизма - путь Раджа Йоги - индусы отрицают благодать откровения в том смысле, в каком понимают это христиане. Так, Суоми Абедананда утверждает, что откровение идет не из какого-либо особого источника, но что откровение или внушение свыше есть раскрытие высшего «я» в самом человеке [7]. Таким же точно образом индусами - проповедниками Раджа Йоги отрицается и молитва в том ее понимании, какое установлено христи анским учением. Так, йог Вивекананда объясняет самый процесс молит вы Божеству лишь как средство «пробудить частицу той бесконечной силы, которая дремала внутри молящегося» [8]. Поэтому у сознательных раджа-йогов, таких как Рамачарака, молитва к Высшей Надмирной Силе с просьбою о ее помощи заменяется медитацией. Вивекананда же гово* Ссылки на сочинения йогистов подробно нами помещены в третьем издании «Сверхсознания». Здесь же мы цитируем краткие извлечения из их тезисов. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=