ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1998. Ч.1

Поэтому в виду ограниченности рамок нашей работы мы остановимся лишь на одной, самой существенной, стороне этих учений - на выяснении того, какое отношение человека к Богу проповедуют йоги и теософы, каков их взгляд на единение с Божеством, на достижение этой главной цели йогизма. Взгляды эти мы сопоставим с тем, как смотрит на отноше­ ние человека к Богу христианство- И вот когда эта параллель между йогизмом и христианством будет проведена, мы увидим, что йоги и теософы в основных принципах религии являются несомненными антихристианами. Вопреки заверению приведенной выше теософской статьи, что теософы - друзья христианской веры, мы увидим, что они, напротив, являются ее противниками. Все, что мы сейчас сообщим, основано на тезисах, высказанных самими йогами и теософами в их трактатах*. Скажем прежде всего о принципиальных основах по этому пред­ мету у йогистов. Начнем с тезисов самих йогов: индусов Рамачараки, Абенананды и Вивекананды, осветивших в своих трактатах достаточ­ но ясно свои религиозные верования. Эти индусские писатели-йоги говорят, что наше истинное «Я», эта самая суть человеческой души, божественно и единосущно с Богам. Они утверждают, что Божественное Существо, которое мы себе «в невежестве» представляем как бы отдельным от нас, совсем не нахо­ дится вдали от нас, не живет вне нас, но есть наше собственное «Я», заключенное внутри нас [6]. Ввиду этих положений йогизма - путь Раджа Йоги - индусы отрицают благодать откровения в том смысле, в каком понимают это христиане. Так, Суоми Абедананда утверждает, что откровение идет не из какого-либо особого источника, но что откровение или внушение свыше есть раскрытие высшего «я» в самом человеке [7]. Таким же точно образом индусами - проповедниками Раджа Йоги отрицается и молитва в том ее понимании, какое установлено христи­ анским учением. Так, йог Вивекананда объясняет самый процесс молит­ вы Божеству лишь как средство «пробудить частицу той бесконечной силы, которая дремала внутри молящегося» [8]. Поэтому у сознательных раджа-йогов, таких как Рамачарака, молитва к Высшей Надмирной Силе с просьбою о ее помощи заменяется медитацией. Вивекананда же гово* Ссылки на сочинения йогистов подробно нами помещены в третьем издании «Сверхсознания». Здесь же мы цитируем краткие извлечения из их тезисов. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=